МОНМЕЛО, Испания – Когда Макс Ферстаппен был моложе, его раздражало старое прозвище «Безумный Макс». Эта старая черта его характера вновь проявилась в конце Гран-при Испании в воскресенье.
Блестящее выступление Ферстаппена в первой части гонки под Барселоной было омрачено моментом, который выглядел как вспышка гнева на последних кругах, когда команда Red Bull попросила его пропустить Джорджа Расселла из Mercedes. Выехав из четвертого поворота, действующий чемпион мира замедлился, пропуская Расселла снаружи, но затем снова ускорился и врезался в бок машины своего соперника.
В комнате для призеров Формулы-1, где трое лучших пилотов гонки впервые смотрят основные моменты заезда, общее чувство было очевидным.
«О боже», — выдохнул Шарль Леклер, занявший третье место, когда увидел запись инцидента Ферстаппена с Расселлом. Лидер чемпионата и победитель гонки Оскар Пиастри просто сказал: «Жутковато». Занявший второе место Ландо Норрис пошутил, что он уже делал такое раньше, правда, «в Mario Kart».
Многим в паддоке это показалось преднамеренным действием, моментом, когда Ферстаппена охватил гнев и он принял абсурдное решение. Когда после гонки Рейчел Брукс из Sky Sports F1 спросила его, было ли это преднамеренно, Ферстаппен дал легкомысленный и, возможно, неутешительный ответ, учитывая его статус четырехкратного чемпиона мира: «Разве это имеет значение?»
Многие бы возразили, что имеет. Тот, чья машина получила удар сбоку, не сомневался в истинных намерениях голландца.
«На мой взгляд, это было очень преднамеренно», — сказал Расселл в воскресенье вечером. «Жаль, потому что Макс, очевидно, один из лучших гонщиков в мире, но такие маневры совершенно излишни и как бы подводят его. Это позор для всех молодых ребят, которые равняются на него, мечтая стать пилотами Формулы-1».
Он был одним из немногих, кто преуменьшал значение произошедшего в воскресенье вечером. Бывший чемпион мира Нико Росберг, выступая в качестве эксперта на Sky Sports F1, был одним из самых резких, заявив, что действия Ферстаппена должны были привести к безусловной дисквалификации.
«Это выглядело как очень преднамеренная месть», — сказал чемпион 2016 года. «Ждать соперника, чтобы протаранить его, точно так же, как, по его мнению, другой парень протаранил его в первом повороте. Это абсолютно неприемлемо, и я думаю, по правилам это должен был быть черный флаг. Если вы ждете соперника, чтобы врезаться в него, это черный флаг».
Вместо этого Ферстаппен получил 10-секундный штраф, который отбросил его на 10-е место на финише, и три штрафных балла к суперлицензии. Теперь он находится всего в одном балле от полной дисквалификации на одну гонку. Это означает, что он должен провести предстоящие гонки в Канаде и Австрии без нарушений, прежде чем количество баллов за последние 12 месяцев снова уменьшится.
Наследие двух бывших чемпионов мира омрачено инцидентами с преднамеренными действиями против других пилотов. Айртон Сенна выиграл чемпионат мира 1990 года, выбив Ferrari Алена Проста с трассы на Гран-при Японии, а Михаэль Шумахер выиграл один титул в 1994 году и потерял другой в 1997 году в столкновениях с пилотами Williams Деймоном Хиллом и Жаком Вильнёвым соответственно.
Макс Ферстаппен финишировал десятым на воскресном Гран-при Испании после получения 10-секундного штрафа за столкновение.
По крайней мере, Сенна и Шумахер могли утверждать, что их худшие моменты произошли, когда на кону был титул. У Ферстаппена это случилось из-за четвертой позиции.
Как это случалось много раз в его насыщенной карьере, гоночное мастерство Ферстаппена станет главной темой обсуждения перед Гран-при Канады. Его ответ на вопрос Sky Sports и его реплика, когда ему рассказали о комментариях Расселла насчет того, что его маневр является плохим примером для детей, смотрящих Ф1 — «В следующий раз принесу салфетки» — казалось, предполагали, что он может легкомысленно отнестись к этому повышенному вниманию. (В понедельник, после публикации, Ферстаппен проявил раскаяние, признав, что столкновение с Расселлом «было неправильным» и «не должно было произойти».)
Большинство тех, кто следил за Ф1 в последнее время, видели множество примеров его блестящего мастерства на трассе. Его удивительная победа в Бразилии в прошлом году, возможно, является одним из лучших выступлений в современной истории спорта. Его поул-позиция в Сузуке в этом сезоне была признана одной из лучших, которые когда-либо видела Формула-1. Его потрясающий обгон Пиастри за лидерство на Гран-при Эмилии-Романьи две недели назад войдет в число величайших обгонов всех времен. Все это справедливая похвала.
Критика более темной стороны его гоночного стиля также справедлива.
Многое из того хорошего, что Ферстаппен сделал в последние сезоны для укрепления своего наследия как одного из величайших талантов спорта, было запятнано в воскресенье в один момент неосторожности. Именно Расселл — в прошлом открытый критик Ферстаппена — лучше всего подытожил разочарование от наблюдения за блестящим, но не безупречным четырехкратным чемпионом мира.
«Макс такой потрясающий гонщик, и многие люди равняются на него, просто жаль, что такие вещи продолжают происходить», — сказал пилот Mercedes. «Это совершенно излишне, и, похоже, никогда не приносит ему пользы».
Расселл сослался на двойственность Ферстаппена, приведя разные примеры: его различные стычки с Норрисом в прошлом году и его потрясающий обгон Пиастри за лидерство в Имоле две недели назад.
«В прошлом году в Остине вы видели одни из лучших маневров, а затем едете в Мексику, и он немного разочаровывает. Вы едете в Имолу, видите один из лучших обгонов, которые увидите за долгое время, а затем случается это. Это стоило ему и его команде много очков».
Точка кипения
Разочарование Ферстаппена тихо нарастало в течение некоторого времени до его столкновения с Расселлом. Отчет FIA, объясняющий его 10-секундный штраф, вряд ли принес много утешения.
Основываясь на предыдущих инцидентах в этом сезоне, Red Bull считала, что стюарды прикажут Ферстаппену вернуть позицию Расселлу, поэтому команда превентивно попросила своего ведущего пилота сделать это. В заявлении FIA отмечалось, что стюарды не намеревались выносить такое решение. В Red Bull были сбиты с толку этим в воскресенье вечером, и присутствовало разочарование от того, что тлеющее недовольство Ферстаппена переросло в совершенно избегаемую ситуацию.
Признание FIA будет как соль на рану для Red Bull, чье решение перевести Ферстаппена на жесткие шины в конце сделало его легкой добычей для Леклера и Расселла — которые переключились на мягкие — чтобы атаковать его на рестарте и запустить последовательность событий, кульминацией которых стал дорогостоящий инцидент. Ферстаппен выругался по радио, когда увидел шины, которые Red Bull поставила на его машину во время финального пит-стопа; из-за стратегии трех пит-стопов, которую команда выбрала в начале гонки для машины под номером 1, это было все, что осталось в его комплекте.
Red Bull считала, что новые жесткие шины были лучшим вариантом, чем остаться на трассе, унаследовав лидерство и отбиваясь от преследующих машин с шинным преимуществом. Ни один из вариантов не был идеальным в сложившихся обстоятельствах, но при выборе между Ферстаппеном, защищающим лидерство на немного более старых мягких шинах, и защитой третьей позиции на новых жестких шинах против соперников на новых мягких, Red Bull выбрала более сложный из двух вариантов — тем более, что после рестарта оставалось всего шесть гоночных кругов.
«McLaren обогнали бы его», — настаивал руководитель команды Red Bull Кристиан Хорнер в воскресенье, ссылаясь на перспективу остаться на трассе и защищать лидерство. Вероятно, это правда, но из всех пилотов Формулы-1 Ферстаппен, известный своим агрессивным подходом к колесо-к-колесу гонкам, был, пожалуй, тем, на кого вы могли бы рассчитывать больше всего в такой ситуации. «Вы сталкиваетесь с выбором: совершенно новый комплект или комплект восьмикруговой давности, который немного пострадал. С высоты hindsight 20/20 очень легко сказать: оставайся на трассе».
Трудно избавиться от ощущения, что скандал с Ферстаппеном был полным провалом, созданным самой Red Bull.
Даже до столкновения с Расселлом были признаки нарастающего разочарования Ферстаппена. Он никогда не стеснялся говорить о недостатках машины Red Bull этого года. Во время Гран-при Монако он пошутил по радио, что его сцепление такое, будто оно с гонки 1972 года. Когда Ферстаппен пожаловался на похожую часть машины в воскресенье в Барселоне, гоночный инженер Джанпьеро Ламбьязе снова упомянул этот комментарий, но Ферстаппен ответил, что, возможно, теперь оно хотя бы чувствует себя как с 1974 года. Днем ранее он защищал испытывающего трудности Юки Цуноду, заявив голландским СМИ, что его японский напарник не «Pannenkoek» (голландский сленговый термин для «блина», означающий бесполезного или некомпетентного человека), и снова предположив, что повторяющаяся неспособность талантливых пилотов выжать максимум из другой машины Red Bull свидетельствует о том, что команда разработала крайне неприятный автомобиль для гонок.
И именно здесь глубокие разочарования Ферстаппена, переходящие в гнев, становятся интригующими.
Макс Ферстаппен покинул Гран-при Испании, отставая от лидера в личном зачете Формулы-1 на 49 очков.
Хотя у него контракт до 2028 года, в паддоке все еще есть те, кто убежден, что он покинет команду раньше. Владелец Aston Martin Лоуренс Стролл, по сообщениям, очень заинтересован в привлечении четырехкратного чемпиона мира в свою команду. Много говорится о предполагаемом пункте в контракте Ферстаппена, который позволяет ему покинуть Red Bull, если он окажется ниже четвертого места в чемпионате пилотов к летнему перерыву в августе. Учитывая, что он уехал из Барселоны всего с одним очком, и с потенциальной дисквалификацией на одну гонку, если он попадет в новые неприятности, это внезапно кажется менее надуманным, чем до выходных.
Руководитель Mercedes Тото Вольфф был интересным наблюдателем в воскресенье вечером. Два человека, вовлеченные в спорный инцидент, представляют собой набор противоречивых идей, которые, должно быть, давно крутились в голове Вольффа.
Несмотря на его блестящую форму в этом сезоне, Расселл до сих пор не подписал контракт с Mercedes после 2025 года — в паддоке существуют противоречивые сообщения и мнения о том, насколько близки стороны к достижению соглашения. Какова бы ни была правда, известно, что Вольфф давно лелеял желание привлечь Ферстаппена в свою команду, и пока Расселл остается без контракта, вариант перехода голландца в бывшую команду Льюиса Хэмилтона кажется вполне вероятным.
Любопытно, что, учитывая склонность Вольффа страстно принимать чью-то сторону, когда инцидент затрагивает одного из его пилотов, он оставался нейтральным и, возможно, довольно показательно, не хотел «выставлять Ферстаппена козлом отпущения».
«Я имею в виду, если это была дорожная ярость, что я не могу представить, потому что это было слишком очевидно, то это нехорошо», — сказал Вольфф в воскресенье. «Но дело в том, что я не знаю, чего он добивался. Хотел ли он пропустить Джорджа и тут же обогнать? Поставить машину, машину Джорджа впереди, а затем, как в старых играх с DRS, пропустить его нужным образом? Или… для меня это просто непостижимо [если это было преднамеренно]. Но опять же, я не знаю точно, каковы были мотивы, и я не хочу судить об этом и говорить, что это была дорожная ярость. Посмотрим, каковы его аргументы. Это было некрасиво».