До начала Гран-при Мексики было сложно убедительно назвать Ландо Норриса главным претендентом на чемпионский титул Формулы-1 этого года. Британский пилот занимал вторую строчку в зачёте после двух подиумов, но его стремительно догонял набравший форму Макс Ферстаппен, находящийся на третьем месте, а до лидера, его товарища по команде McLaren Оскара Пиастри, Норрису не хватало 14 очков.
Импульс был на стороне Ферстаппена, а математическое преимущество – за Пиастри. Доводы в пользу победы Норриса в чемпионате находились где-то посередине.
Его нельзя было сбрасывать со счетов, но после пяти гонок без побед ему требовалось выдающееся выступление, чтобы вновь зажечь искру. Ему был нужен уик-энд, который заставил бы замолчать скептиков, восстановил бы его импульс, набранный в середине сезона, и, возможно, даже убедил бы его самого в том, что мечта о титуле всё ещё осуществима.
Именно такой уик-энд наступил в Мексике: Норрис не только вернул себе лидерство в чемпионате, опередив Пиастри всего на одно очко, но и получил значительный прилив уверенности перед заключительными четырьмя этапами сезона 2025 года.
Почему Норрис был так хорош в Мексике?
Норрис назвал Гран-при Мексики «лучшим выступлением за весь уик-энд» в своей карьере. Несмотря на то, что он пропустил первую пятничную практику, чтобы предоставить время на трассе мексиканскому гонщику Пато О’Уорду, Норрис выглядел абсолютно убедительно вплоть до пересечения финишной черты, одержав свою шестую победу в сезоне.
После того как он возглавил заключительную практику, опередив соперников более чем на 0.3 секунды, Норрис завоевал поул-позицию, показав время на 0.262 секунды быстрее Шарля Леклера из Ferrari, и на 0.588 секунды опередил Пиастри, который квалифицировался лишь седьмым. Это стало крупнейшим отрывом Норриса от своего напарника по команде в квалификации в этом сезоне и подтверждает растущую тенденцию: он способен извлекать из McLaren производительность, которую Пиастри пока не может.
В воскресной гонке преимущество Норриса над соперниками оказалось ещё более впечатляющим. Он пересёк финишную черту на 30 секунд раньше Леклера, занявшего второе место, что стало самой большой разницей в победе для любого гонщика в этом сезоне, и лидировал на каждом круге Гран-при. Так что же сделало его таким быстрым в Мексике?
«Хороший вопрос», — с улыбкой ответил Норрис в воскресенье вечером. «Ну, машина просто быстрая, понимаете? Она такой была весь сезон, но, очевидно, порой ею всё ещё трудно управлять. Однако, я думаю, когда ты просто находишь это идеальное сочетание, она может уехать далеко вперёд и немного облегчить тебе жизнь.»
«Так что, не знаю. Трудно сказать, что было лучше в моей машине по сравнению с остальными, но у меня просто было немного больше сцепления, и это, как правило, всегда самый простой ответ.»
С тех пор как McLaren в начале сезона 2024 года вновь начала бороться за регулярные победы в Гран-при, Норрис демонстрировал уик-энды, когда он выглядел непобедимым. И хотя трассы, на которых Норрис преуспевал, не всегда совпадали в прошлом и нынешнем сезонах, руководитель команды Андреа Стелла считает, что общим знаменателем являются условия низкого сцепления.
«Я думаю, если мы посмотрим на Ландо в последние годы, мы увидим уик-энды с таким же уровнем доминирования и на других трассах», — сказал Стелла. «Например, в прошлом году мы видели это в Зандворте и [в прошлом году] в Сингапуре. Так что, я думаю, это не первый раз, когда Ландо демонстрирует выступления такого уровня.»
«Здесь он был очень убедителен. Думаю, он был просто самым быстрым в каждой сессии и смог максимально использовать производительность и сильные стороны машины. В каком-то смысле эти особые условия низкого сцепления идеально ему подошли. Это естественный для него способ показывать время круга, что почти противоположно характеристикам Оскара.»
В Мехико низкое сцепление является следствием разреженного воздуха на высоте 7 350 футов над уровнем моря. Даже с самыми большими антикрыльями болиды F1 в Мексике создают меньшую прижимную силу, чем с минимальными антикрыльями в Монце, в то время как шины склонны к перегреву из-за недостатка кислорода в воздухе.

«Когда у вас такие условия, как здесь, с горячим асфальтом и скользящими шинами, способ достижения времени круга, я бы сказал, даётся Ландо относительно естественно, а Оскару — менее естественно», — добавил Стелла. «Ландо — это тот гонщик, который нужен, когда сцепление низкое, в конце отрезка, когда шины сильно изношены, а сцепление минимально. Именно тогда мы видим, как Ландо показывает зелёный сектор за зелёным.»
«Оскар, напротив, больше подходит для условий высокого сцепления. Именно там он может раскрыть свой невероятный талант.»
Что пошло не так у Пиастри?
С тех пор как Норрис сошёл с Гран-при Нидерландов из-за утечки масла шесть гонок назад, он превратил отставание в 34 очка от Пиастри в преимущество в одно очко после Мексики. Этот 35-очковый рывок меркнет по сравнению с 58-очковым рывком Ферстаппена против Пиастри за тот же период, но Норрис сумел добиться этого, управляя той же машиной, что и австралиец.
Соответствующий спад формы Пиастри выглядел особенно отчаянным после квалификации в Мексике, когда пилот McLaren назвал свою нехватку скорости «загадкой». После сессии его инженеры углубились в анализ потерянного времени круга и, хотя он смог финишировать лишь пятым, нашли некоторые ответы, которые Пиастри сможет использовать в оставшихся гонках.
«Вчера после квалификации мы очень подробно проанализировали всё с Оскаром с точки зрения данных, комментариев и видео», — сказал Стелла. «Я думаю, мы извлекли важную информацию о том, как нужно управлять машиной в этих особых условиях низкого сцепления, с которыми мы сталкиваемся здесь, в Мексике.»
«В некоторой степени это было похоже и на Остин, и похоже, что в таких условиях, нужно управлять машиной таким образом, чтобы адаптироваться к тому, что машина сильно скользит и может скользить, и при этом показывать время круга, а это не совсем тот способ, которым Оскар естественным образом чувствует, что он показывает время круга. Поэтому мы определили несколько вещей, которые мы могли бы сделать с машиной, и несколько вещей, которые он мог бы сделать со своим вождением.»
Изменения в настройках запрещены между квалификацией и гонкой, но Стелла сказал, что Пиастри смог адаптировать свой стиль вождения в воскресной гонке, что помогло ему подняться с девятого места после первого круга до пятого на финише.
«Я думаю, Оскар должен очень гордиться собой, тем, как он справился с переходом от вчерашнего дня к сегодняшнему», — добавил Стелла. «Мы видели в гонке, что он применял это, и у него определённо был более конкурентный темп, чем вчера.»
«Немного жаль, что он не смог полностью использовать этот темп, потому что мы не нашли способа вывести его из трафика, и он провёл всю гонку, глядя на коробку передач впереди идущей машины. Но для Оскара важно пройти через такой опыт, в котором мы получаем новые инструменты для пополнения арсенала. Потому что именно так ты становишься самой полной версией гонщика Формулы-1.»
Является ли Норрис теперь фаворитом в борьбе за титул?
Когда дело доходит до последних гонок напряжённой борьбы за чемпионат, гонщики всегда стремятся избежать ярлыка «фаворита». Хотя это никак не влияет на исход финальной гонки, это, возможно, создаёт дополнительное давление, которое они предпочли бы переложить на своих соперников.
Можно было привести доводы в пользу того, что каждый из трёх главных претендентов на титул закончит сезон чемпионом, но после воскресной победы всё внимание снова было приковано к Норрису.
«Я фаворит в борьбе за чемпионство? Ну, кто знает?» — сказал он в воскресенье вечером. «Между нами всё ещё довольно плотно. Макс всё равно нагонял меня в течение последних, кажется, шести-семи уик-эндов. Так что, да, пишите, что хотите. Это ваше решение.»
«Но, знаете, я просто держал голову низко, оставался сосредоточенным, делал своё дело, и это всё, что можно сделать. Каждый уик-энд новый, каждый уик-энд отличается, и впереди ещё долгий путь.»
Видео: Макс Ферстаппен комментирует третье место на Гран-при Мехико. Макс Ферстаппен, победитель Ландо Норрис и Олли Берман делятся своими мыслями после Гран-при Мехико.
Как и весь год, Ферстаппена нельзя сбрасывать со счетов в борьбе за чемпионство, пока математика не сделает его победу невозможной. Его третье место в Мексике, которое, вероятно, было бы вторым, если бы не поздний виртуальный автомобиль безопасности, было, пожалуй, наравне с выступлением Норриса, лидировавшего в гонке.
Полученные им 15 очков означают, что он сократил отставание от лидера таблицы с 40 очков от Пиастри до 36 очков от Норриса, но это стало слабым утешением в целом непростом для действующего чемпиона уик-энде на трассе.
«Я имею в виду, я проиграл 10 [очков] Ландо, если смотреть так», — сказал Ферстаппен, когда его спросили, обнадёживает ли его сокращающийся отрыв от первого места. «Я говорил до уик-энда, что всё должно пройти идеально, чтобы победить. А этот уик-энд не прошёл идеально. Так что вот вам и ответ.»
«Я думаю, будет тяжело, но посмотрим, что мы сможем сделать на других трассах. Я надеюсь, конечно, что мы больше не столкнёмся с таким уик-эндом, но это всё ещё показывает, что мы не быстры в каждом сценарии. И это то, что нам нужно понять немного лучше.»
Для McLaren Гран-при Мексики помог остановить недавний натиск Ферстаппена в турнирной таблице. Впервые за пять гонок Ферстаппен был обыгран одним из пилотов McLaren — статистика, которая в начале сезона не выглядела бы впечатляющей, но теперь она даёт Стелле новую надежду на то, что один из его гонщиков возьмёт титул.
«Уверенность в плане чемпионата возросла», — сказал он в воскресенье вечером. «Она возросла, потому что мы доказали, что у нас есть машина, которая может выигрывать гонки, а в некоторых условиях — доминировать. Это самый важный фактор, чтобы дать Ландо и Оскару возможность бороться за чемпионский титул.»
«Я не думаю, что дело в математике. Я думаю, дело в конкурентоспособности, и было важно подтвердить эту конкурентоспособность. И я считаю, что даже в случае с Оскаром, пусть он и потерял очки по отношению к Ферстаппену, он многое почерпнул из этого уик-энда.»
«И это своего рода инвестиция, которую вы делаете, чтобы убедиться, что вы конкурентоспособны в любых условиях в заключительной части сезона. Так что в целом мы вышли из этого уик-энда ободрёнными и оптимистичными относительно оставшейся части сезона.»
