Возвращение Кристиана Хорнера в Формулу-1: В какую команду он может перейти?

Preview Возвращение Кристиана Хорнера в Формулу-1: В какую команду он может перейти?

После того, как Кристиан Хорнер получил возможность вернуться в Формулу-1 в 2026 году, усилились спекуляции о его следующем месте работы. Перед Гран-при Сингапура руководитель команды Aston Martin Энди Коуэлл заявил, что бывший босс Red Bull активно ищет возможности для возвращения, «обзванивая практически каждого владельца команды».

Хорнер достиг соглашения с Red Bull на сумму 100 миллионов долларов, что позволит ему вернуться в паддок уже следующей весной.

Источники сообщают, что он не просто стремится повторить свою прежнюю роль руководителя команды и генерального директора, обладая властью над командой Формулы-1, но не имея значительной доли в общем бизнесе. Понимается, что Хорнер ищет деловых партнеров, которые могли бы помочь ему приобрести такую долю в команде, которая обеспечила бы ему существенное влияние и власть в паддоке.

Хотя он, похоже, активно рассматривает широкий круг вариантов, реальные возможности для него выглядят ограниченными. Ниже мы оценили вероятность его возвращения в любую из команд, не принадлежащих Red Bull, в следующем году.


Кристиан Хорнер и руководитель Alpine Флавио Бриаторе на стартовой решетке в Монако
Кристиан Хорнер и руководитель Alpine Флавио Бриаторе на стартовой решетке в Монако в этом году. Марк Томпсон/Getty Images

Alpine

Этот вариант кажется наиболее перспективным для Хорнера с большим отрывом; если провести опрос в паддоке, Alpine будет явным фаворитом. Хорошо осведомленные источники сообщают, что это наиболее логичный выбор, и на то есть ряд причин. Команда Alpine, под чьим именем Renault переименовала свою команду Формулы-1 в 2021 году, в течение нескольких лет испытывала недостаток четкого видения, направления и идентичности, отчаянно нуждаясь в сильной лидерской фигуре для построения будущего.

Возможно, это одна из худших команд в недавней истории спорта, и в этом сезоне она, похоже, займет последнее место в чемпионате конструкторов — это последний год, когда она будет использовать двигатели Renault, прежде чем перейти на агрегаты Mercedes в следующем году.

Контроверсионный, однажды пожизненно отстраненный Флавио Бриаторе, хороший друг Хорнера, вернулся в команду в качестве исполнительного директора в прошлом году, чтобы способствовать этой сделке. В момент его возвращения многие в паддоке считали, что Бриаторе был возвращен, чтобы помочь продать команду целиком, хотя новый генеральный директор Renault Франсуа Провост настаивал, что этого не произойдет в ближайшее время. Однако это не исключает инвестиций в другие части бизнеса, и Alpine ранее приветствовала такое.

В 2023 году Alpine получила вливание в размере 218,10 миллиона долларов от консорциума, включающего Рори Макилроя, Патрика Махоумса и Энтони Джошуа, за 24% акций в бизнесе. С учетом растущей популярности Формулы-1, источники оценили, что этот консорциум мог бы получить более 50% прибыли от этих инвестиций, если бы продал их сегодня.

Команды теперь регулярно оцениваются в более чем 1,5 миллиарда долларов. Alpine, как известно, открыта для дополнительных внешних инвестиций, даже если полная продажа пока не рассматривается. Alpine следует растущей тенденции в спорте, имея руководителя команды (Стив Нильсен), который управляет командой Формулы-1, и вышестоящего исполнительного директора (Бриаторе). Это кажется идеальной системой для Хорнера, чтобы вписаться в нее каким-либо образом, если он обеспечит необходимые средства для покупки значительной части команды.

Учитывая крепкие отношения с Бриаторе, готовность Alpine принимать внешние инвестиции и команду, отчаянно нуждающуюся в авторитете и опыте, которые мог бы принести такой человек, как Хорнер, этот вариант соответствует всем требованиям.

Здесь есть и забавный дополнительный элемент, который современным фанатам может быть трудно представить. Значительная роль Хорнера в Alpine создала бы увлекательную динамику — он оказался бы в рабочих отношениях с боссом Mercedes Тото Вольффом в рамках новой сделки Alpine по двигателям. Их холодные отношения хорошо задокументированы. Однако это не уменьшает шансов на то, что это произойдет, поскольку Вольфф не имеет права голоса в том, примет ли совет директоров Renault инвестиции или нет.

Вероятность: 9/10 — Наиболее логичное место для Хорнера.


Haas

Это странный случай, потому что на бумаге небольшая американская команда Джина Хааса кажется наиболее очевидным вариантом, за исключением одного: самого владельца.

Команда Haas, присоединившаяся к Формуле-1 в 2016 году, выделяется как аномалия в современной сетке: она самая маленькая по численности персонала и базируется на старом заводе в Оксфордшире (который она приобрела у бывшей команды Manor, когда та распалась в 2015 году), который медленно приходит в упадок.

Тем не менее, как показала недавняя встреча Хорнера с представителем владельца, Хаас не заинтересован в продаже даже небольшой доли в команде. Источники подтвердили, что эта встреча состоялась, была организована независимым посредником, и Хорнеру было ясно дано понять, что возможности инвестировать даже в небольшую часть бизнеса нет.

«Вот и все. Дальше ничего не пошло. Это закончено», — сказал руководитель команды Haas F1 Аяо Комацу о связи с Хорнером ранее на этой неделе. Источники с обеих сторон уравнения сообщили, что повторная встреча не планируется.

Мысли Джина Хааса не изменились, несмотря на то, что бум Формулы-1 последних пяти лет означает, что он фактически сидит на золотой жиле по сравнению с деньгами, которые он потратил на вход. Источники сообщили, что основная причина разногласий Джина Хааса со старым руководителем команды Гюнтером Штайнером, которая привела к его уходу в начале 2024 года, заключалась в упрямом отказе Хааса принимать внешние инвестиции. Понятно, что у Штайнера были заинтересованные стороны, готовые влить значительные средства в команду, но им было отказано. Это не означает, что Хаас не инвестирует в свой бизнес (например, команда недавно представила новый моторхоум в паддоке), но внутри существует сильное ощущение, что команда значительно выиграла бы от значительной финансовой помощи извне, а не просто полагаясь на крупные спонсорские сделки, как это было долгое время.

Некоторые из этих сделок были заметными катастрофами, такими как печально известное сотрудничество с Rich Energy или сделка с Uralkali с российским олигархом, которая привела Никиту Мазепина в качестве пилота и была поспешно отменена после вторжения России в Украину.

Действующее спонсорское соглашение с Moneygram закончится в конце текущего сезона. Таков странный парадокс Haas. С финансовой точки зрения, она абсолютно созрела для такого рода инвестиций, которые мог бы принести консорциум, возглавляемый Хорнером, но ее владелец просто не хочет об этом слышать. А затем есть авторитет, который мог бы принести такой человек, как Хорнер (который выиграл восемь чемпионатов пилотов и шесть чемпионатов конструкторов в качестве босса Red Bull), команде, которая, помимо пятого места в 2018 году, никогда не поднималась выше седьмого места в чемпионате конструкторов и не завоевывала подиум или победу на Гран-при.

Если Джин Хаас не изменит свою позицию в ближайшие месяцы, этот вариант кажется бесперспективным. Учитывая, как много зависит от изменения правил в следующем году, неблагоприятное начало новой эры Формулы-1 может быть достаточно тревожным, чтобы изменить его мнение, хотя к тому времени Хорнер, возможно, уже найдет свое следующее место.

Вероятность: 3/10 — Маловероятно, но может стать «темной лошадкой».


Кристиан Хорнер с бывшим коллегой и дизайнером Формулы-1 Адрианом Ньюи
Кристиан Хорнер с бывшим коллегой и дизайнером Формулы-1 Адрианом Ньюи. Ньюи покинул Red Bull после 19 лет, чтобы присоединиться к Aston Martin. Марк Томпсон/Getty Images

Aston Martin

Источники сообщают, что Хорнер очень заинтересован в присоединении к Aston Martin, и понятно, почему он рассматривает «суперкоманду» Лоуренса Стролла как привлекательное предложение. Уровень инвестиций в завод в Сильверстоуне означает, что Aston Martin — это настоящий спящий гигант в преддверии изменения регламента в следующем году, и команда твердо нацелена на завоевание титулов.

Бывший коллега Хорнера по Red Bull, Адриан Ньюи, присоединился к Aston Martin в начале этого года по сделке, которая включала долю в команде, но в том случае Стролл был нацелен на обеспечение присутствия гения дизайна, чего нельзя сказать о Хорнере.

Это также команда с высокопоставленной управленческой структурой, заполненной влиятельными фигурами, что делает неясным, что Хорнер мог бы привнести. Среди нынешнего высшего руководства — генеральный директор Энди Коуэлл, который категорически отрицал возможность прихода Хорнера в команду на пресс-конференции в Сингапуре.

«Я поговорил с Лоуренсом этим утром, чтобы узнать, что он знает», — сказал Коуэлл в пятницу. «Похоже, Кристиан обзванивает практически каждого владельца команды. Могу четко заявить, что планов по участию Кристиана ни в операционной, ни в инвестиционной роли в будущем нет».

Чтобы еще больше ослабить эти слухи, Стролл, как известно, заинтересован в переманивании Макса Ферстаппена из Red Bull в ближайшие годы, и токсичные отношения Хорнера с отцом Ферстаппена, Йосом, вряд ли помогут такому шагу.

Вероятность: 1/10 — В Формуле-1 случались и более странные вещи, но нечасто.


Ferrari

Находясь еще в Red Bull в июне, Хорнер отрицал слухи о том, что к нему обращался генеральный директор Ferrari Джон Элканн с предложением о высокопоставленной должности.

Выступая на пресс-конференции вместе с боссом Alpine Флавио Бриаторе, Хорнер пошутил: «Мой итальянский хуже английского Флавио, так как же это вообще сработает?» Известно, что Элканн и Хорнер находятся в хороших отношениях после того, как Ferrari рассматривала его на эту роль в конце 2022 года, но Хорнер тогда ясно дал понять, что привержен Red Bull.

Однако любая немедленная возможность в Маранелло, похоже, была исключена в июле, когда итальянская команда подтвердила продление контракта с руководителем команды Фредом Вассёром на долгосрочную перспективу.

Руководитель команды Ferrari — это также должность, на которой окончательный контроль остается за Элканном, а Хорнер в прошлом ясно давал понять, что не заинтересован быть частью более широкой корпоративной структуры — позиция, которая только укрепилась после его увольнения из Red Bull.

Вероятность: 1/10 — Чтобы открылась такая возможность, должен произойти серьезный разворот.


Williams

Похоже, ни одна из сторон не заинтересована в сделке между Williams и Хорнером.

Руководитель команды Джеймс Ваулз заявил, что не было никаких контактов с Хорнером с тех пор, как он покинул Red Bull, и в условиях продолжающегося периода перестройки владельцы Williams, Dorilton Capital, указали, что их команда не продается. Однако, отвечая на вопрос о том, может ли Williams однажды рассмотреть предложение от Хорнера, Ваулз осторожно не исключил это.

«Думаю, всегда стоит приветствовать разговор», — сказал он. «Нет смысла закрывать дверь. Но я считаю, что мы очень довольны существующей структурой, и она работает. Поэтому я не вижу причин для каких-либо изменений».

Вероятность: 1/10 — Никогда не говори «никогда», но ни одна из сторон не проявила интереса к другой.


Audi

Этот год — последний, когда имя Sauber будет существовать в Формуле-1, прежде чем она станет полноценной «заводской» командой Audi, то есть командой, которая самостоятельно строит как автомобиль, так и двигатель.

Хотя в следующем году она станет Audi по названию, немецкий производитель в течение нескольких лет медленно преобразовывал швейцарскую команду за кулисами, плоды чего начали проявляться в этом году — неожиданный подиум Нико Хюлькенберга на Гран-при Великобритании и сильная форма новичка Габриэля Бортолето дают много поводов для оптимизма на будущее.

Этот вариант трудно оценить, но он не кажется очень сильным. Со стороны Audi не было явного публичного интереса, но для Хорнера это представляло бы отличную возможность присоединиться к захватывающей новой заводской программе с нуля, но с уже существующей инфраструктурой, не начиная с чистого листа, как новая команда Cadillac.

Однако это кажется маловероятным. Вопрос о том, есть ли аппетит продать больше акций команды, остается актуальным — в 2024 году Audi подтвердила, что Катарский инвестиционный фонд (Qatar Investment Authority) приобрел значительную миноритарную долю в команде. По сообщениям, эта доля составляла почти одну треть всей операции.

Поскольку Хорнер сам стремится войти с значительной долей в команду, трудно представить, как он впишется, когда все цифры будут подсчитаны. Как и в большинстве этих случаев, нельзя полностью исключать этот вариант, но трудно представить, что Хорнер найдет там ту значимую роль, которую он ищет.

Вероятность: 1/10 — Маловероятно.


Кристиан Хорнер с женой Гери на Гран-при Монако, мимо проходит Тото Вольфф, босс Mercedes.
Кристиан Хорнер с женой Гери на Гран-при Монако, мимо проходит Тото Вольфф, босс Mercedes. Beata Zawrzel/NurPhoto via Getty Images

Mercedes

Пока Тото Вольфф находится в Mercedes, шансы на появление Хорнера у давних соперников Red Bull равны нулю.

Вольфф недавно сказал, что ему не хватает его «великого врага» в паддоке, но это следует расценивать не иначе как желание возобновить старое соперничество с Хорнером, если тот вернется в другую команду.

Забавно, но положение Вольффа как 33-процентного совладельца команды Формулы-1 вместе с Mercedes-Benz и Джимом Рэтклиффом из INEOS — это то, что Хорнер надеется повторить где-то еще. Но, если Хорнер действительно вернется, эти два гиганта паддока Формулы-1 всегда будут находиться в разных гаражах.

Вероятность: 0/10 — Нет шансов, пока старый соперник Вольфф остается частью команды.


Кристиан Хорнер и босс McLaren Зак Браун на Гран-при Канады
Кристиан Хорнер и босс McLaren Зак Браун на Гран-при Канады. Стивен Ти/LAT Images

McLaren

Хотя легко сразу отбросить этот вариант из-за взаимной антипатии между генеральным директором McLaren Заком Брауном и Хорнером, американец не является владельцем нынешних чемпионов среди конструкторов.

McLaren принадлежит Mumtalakat, суверенному фонду Бахрейна, и CYVN Holdings, инвестиционной группе из Абу-Даби, которые вместе недавно приобрели полное владение, выкупив MSP Sports Capital и других миноритарных акционеров, в сделке, которая оценила McLaren в немалые 3,5 миллиарда фунтов стерлингов.

Одно это могло бы исключить Хорнера и любых инвестиционных партнеров из значительной сделки, и это еще до того, как вы рассмотрите другие очевидные причины, такие как его отношения с Брауном, который превратил McLaren из спящего гиганта, с трудом проходящего даже квалификацию Q1, в команду, которая должна повторить чемпионство конструкторов и, вероятно, выиграть чемпионат пилотов в этом году.

Хотя все гипотетические сценарии здесь, вероятно, предполагали бы, что Хорнер сместит или нарушит существующие структуры лидерства, если он займет роль в команде, нет такого мира, где владельцы McLaren согласились бы уволить Брауна просто для того, чтобы разместить инвестиции, возглавляемые Хорнером, или где они попытались бы заставить эту пару сосуществовать вместе.

Это настолько близко к категорическому «нет», насколько это возможно.

Вероятность: 0/10 — Никогда не произойдет.


Cadillac

После увольнения Хорнера его быстро связали с ролью в команде-новичке Cadillac на 2026 год.

Учитывая вызов, стоящий перед Cadillac перед их дебютным сезоном, можно было провести гипотетическую связь между самым опытным руководителем команды Формулы-1 и новейшей командой этого вида спорта, но слухи не подтвердились.

Через несколько недель генеральный директор команды Cadillac Formula 1 и материнской компании TWG Motorsports, Дэн Таурисс, опроверг эти сообщения. «Переговоров с Кристианом Хорнером не было. Планов на это нет», — сказал Таурисс. «Я хотел бы официально прекратить эти слухи».

Cadillac входит в Формулу-1 с бывшим руководителем Manor Грэмом Лоудоном в качестве руководителя команды.

Вероятность: 0/10 — Cadillac исключил Хорнера, и со стороны Хорнера не было никаких признаков интереса.

Глеб Замятин

Глеб Замятин - 32 года, спортивный журналист из Екатеринбурга. Уже 8 лет освещает события Формулы-1 и европейского футбола. Начинал с работы в местных изданиях, сейчас - штатный автор нескольких федеральных спортивных порталов.