Увольнение Кристиана Хорнера из Red Bull: почему это произошло и что дальше?

Preview Увольнение Кристиана Хорнера из Red Bull: почему это произошло и что дальше?

Внезапное увольнение руководителя команды Red Bull Кристиана Хорнера в среду стало одновременно и настоящим шоком, и в то же время казалось неизбежным, учитывая обстановку внутри команды. Парадоксальность этой ситуации отражает странную историю, которая разворачивалась в Red Bull на протяжении последних двух лет.

Это беспрецедентный момент в истории команды. Red Bull Racing никогда не существовала без него: все 124 победы в гонках, шесть Кубков конструкторов и восемь титулов чемпионов мира среди пилотов были завоеваны под его руководством, начиная с дебютного сезона команды в 2005 году. Он создал мощнейшую силу в Формуле 1, и его наследие как руководителя команды, несомненно, будет значимым.

И все же его уволили.

Даже сотрудники Red Bull не подозревали об этом до того момента, как Хорнер попрощался с персоналом на заводе в Милтон-Кинсе в 10 утра по местному времени в среду, незадолго до появления новостей. В течение всей предыдущей недели, кульминацией которой стал Гран-при Великобритании, он казался в приподнятом настроении — спокойным и уверенным в своей позиции в команде. Но положение Хорнера уже давно напоминало бомбу замедленного действия, даже если сам “взрыв” все равно застал команду и весь мир Ф1 совершенно врасплох.

«Что касается громких новостей, — написал в среду Дэвид Крофт, голос мирового вещания Формулы 1, — в Формуле 1 ничего крупнее быть не может!»

Самое простое объяснение заключается в том, что Red Bull ради своего долгосрочного будущего выбирает Макса Ферстаппена, а не Хорнера. Это своего рода ставка, чтобы удержать его на фоне растущих слухов о возможном переходе в Mercedes, демонстрация своему четырехкратному чемпиону готовности пойти на все, чтобы предоставить ему возможность пополнить свою копилку титулов. Иначе эту ситуацию сложно интерпретировать, хотя нет никакой гарантии, что это сработает и удержит голландца после следующего года. Однако ряд факторов в совокупности в конечном итоге вынудил многолетнего руководителя команды покинуть свой пост.

Возможно, по отдельности со всем этим можно было бы справиться, но в совокупности эти факторы привели к решению произвести «чистый разрыв» и начать все с чистого листа. Есть поговорка в Формуле 1: секундомер никогда не лжет. И растущие проблемы команды на трассе, вкупе с закулисным напряжением, в конечном итоге подтолкнули Red Bull к такому шагу.

В 2024 году Хорнер пережил личный скандал. Red Bull поддержал его после того, как независимое расследование обвинений в контролирующем и неподобающем поведении по отношению к бывшей сотруднице оправдало его; апелляция этой сотрудницы на данное решение также была отклонена. Тем не менее, скандал отбросил тень на команду. Он углубил ключевые разногласия, особенно между Хорнером и Йосом Ферстаппеном, отцом Макса Ферстаппена.

Йос Ферстаппен еще перед первой гонкой прошлого года предупреждал, что Red Bull «рискует развалиться на части» под руководством Хорнера. Источники сообщали, что Йос и советник Red Bull Хельмут Марко были все более обеспокоены тем, насколько могущественным стал Хорнер внутри команды после смерти основателя энергетического напитка Дитриха Матешица в октябре 2022 года. Эти опасения разделяли и другие, включая сына Матешица Марка и исполнительного директора Red Bull GmbH Оливера Минцлаффа.

Одних только внутренних разногласий было недостаточно, чтобы сместить Хорнера.

До середины 2024 года Red Bull процветал; после драматической победы Макса Ферстаппена в 2021 году команда из Милтон-Кинса с легкостью одержала победы в сезонах 2022 и 2023 годов и казалась недосягаемой на трассе. Эти успехи, казалось, только укрепили позиции Хорнера; источники сообщили, что он подчеркивал мажоритарному акционеру Red Bull Чалерму Йоовидье, что именно он является главной причиной успехов команды в этом десятилетии. Было общепринято, что пока Хорнер пользовался поддержкой Йоовидьи, его должность была в безопасности.

На Гран-при Майами в прошлом году все, казалось, начало разваливаться — как на трассе, так и за ее пределами.

Поскольку в 2025 году результаты Red Bull стали ухудшаться, гигант по производству энергетических напитков в среду уволил руководителя команды Кристиана Хорнера.

Сначала команду покинул легендарный дизайнер Формулы 1 Адриан Ньюи, который теперь работает в Aston Martin. Спортивный директор Джонатан Уитли ушел в проект Audi — в воскресенье он праздновал первый подиум этой команды с 2012 года. Руководителя по стратегии Уилла Кортни переманил McLaren, где он станет спортивным директором. Команда Зака Брауна также процветает благодаря другому бывшему сотруднику Red Bull на важной позиции: главный дизайнер Роб Маршалл присоединился к ним в 2022 году и сыграл ключевую роль в нынешних успешных выступлениях McLaren.

Источники сообщили, что попытки восполнить эти кадровые потери были не всегда успешными. Тот факт, что Red Bull так упрямо тянул время, задерживая разрешение на уход Кортни — маловероятно, что это произойдет раньше середины 2026 года — намекает на то, что команда испытывает трудности, пытаясь справиться с быстрой утечкой ключевых специалистов.

Все это время Хорнер настаивал, что команда обладает достаточной глубиной состава и сможет пережить шторм. И он, возможно, был бы прав, если бы дела на трассе продолжали идти хорошо. Но именно там возникли наиболее очевидные проблемы. Сначала это была борьба Серхио Переса, который даже близко не мог сравниться по темпу с Ферстаппеном — Перес, известный как близкий соратник Хорнера, покинул команду по окончании его неутешительного сезона 2024 года. Его замена, Лиам Лоусон, продержался две гонки, прежде чем его заменил Юки Цунода, который показал ненамного лучший результат.

Из 210 очков Red Bull в этом сезоне Ферстаппен набрал 203. Неспособность его последовательных напарников добиться чего-либо на все худших машинах Red Bull подтвердила неоднократные заявления Ферстаппена о том, что ими неприятно управлять. Только исключительный талант голландца позволял добиваться хоть каких-то положительных результатов на трассе в этом сезоне. Ферстаппен защищал и Переса, и Лоусона, и теперь Цуноду с тем же отношением «Я же говорил!», которое выдает глубокое разочарование в предоставленной ему технике.

Ферстаппен долгое время был сдержан в своих высказываниях относительно положения Хорнера. Четырехкратный чемпион мира редко позволял втягивать себя в вопросы о руководстве команды, но в последнее время ему все чаще задавали другую тему, напрямую связанную со снижением ее успехов на трассе.

Источники подтвердили, что в контракте Ферстаппена есть пункт, позволяющий ему покинуть команду, если после Гран-при Венгрии 3 августа он окажется ниже третьего места в чемпионате пилотов. В настоящее время он опережает Джорджа Рассела, занимающего четвертое место, на 18 очков. Сам Ферстаппен отказался отвечать на вопросы о своем будущем во время насыщенной медиа-сессии на прошлой неделе в Сильверстоуне, но различные сообщения предполагают, что его агент Раймонд Вермюлен и Йос Ферстаппен всерьез рассматривают вариант перехода в Mercedes, если этот пункт откроет такую возможность.

Переход в Mercedes в 2026 году всегда казался маловероятным — было бы чрезвычайно рискованно подписывать долгосрочный контракт в преддверии таких радикальных изменений в регламенте, вступающих в силу в следующем году, которые могут кардинально изменить расстановку сил. Но сама идея ухода Ферстаппена была мощным инструментом, и его окружение использовало ее с большим эффектом, даже если сам гонщик не любил говорить на эту тему.

Вот здесь ситуация стала по-настоящему интересной — еще интереснее, если смотреть на это сейчас, ретроспективно.

На пресс-конференции в прошлую пятницу, на следующий день после того, как Ферстаппен отказался говорить о своем будущем, Хорнер заявил, что Red Bull следует начать готовиться к жизни без своего звездного пилота — будь то в следующем году, в 2027-м или позже. Это был первый раз, когда он признал возможность ухода голландца.

Любопытно, что он также вспомнил, как Матешиц сказал ему, когда Себастьян Феттель собирался покинуть Red Bull в 2014 году: «Нам не нужен лучший пилот, если у нас нет лучшей машины». Хорнер рассуждал о цикличности в развитии команд, упоминая периоды доминирования с 2010 по 2013 годы и с 2021 по 2024 годы. Это очень напоминало слова человека, утверждающего, что ни один гонщик не может быть важнее команды — команды, которую он возглавлял и в хорошие, и в плохие времена.

Уход Хорнера, вероятно, предполагает, что Ферстаппен останется в Red Bull в следующем году — постоянный шум со стороны его отца и агента, скорее всего, значительно поутихнет в ближайшие недели до летнего перерыва. Однако, будет ли этого достаточно, чтобы убедить четырехкратного чемпиона мира связать свое будущее с командой на более долгий срок, пока остается под вопросом. Red Bull ожидает снижения темпа в 2026 году — году, когда команда дебютирует с собственным двигателем, разработанным совместно с Ford. Но убедить Ферстаппена остаться до конца его контракта, действующего до 2028 года, может стать значительно проще теперь, когда команда устранила то, что его окружение давно считало главным внутренним дестабилизирующим фактором: самого Хорнера.

Что ждет Хорнера дальше?

Всего одним пресс-релизом Хорнер превратился из одного из самых влиятельных и значимых людей в Формуле 1 в безработного. И хотя он, безусловно, может похвастаться впечатляющими достижениями, истинное влияние в мире Ф1 невозможно оказывать, не занимая значимой роли в какой-либо команде или организации.

Однако с контрактом, который, как считается, действует до 2030 года, может пройти немало времени, прежде чем он снова обретет влияние в паддоке.

Две из тесных связей Хорнера, вероятно, подстегнут спекуляции о его потенциальных местах работы в будущем. Известно, что он в хороших отношениях с председателем Ferrari Джоном Элканом — эта дружба привела к одному серьезному предложению о работе ранее в этом десятилетии — а также близок с исполнительным директором Alpine Флавио Бриаторе.

Ранее в этом году Хорнер опровергал сообщения о том, что с ним связывался Элкан, в то время как Ferrari также отрицала слухи о возможной смене руководителя команды Фредерика Вассёра. Захочет ли Льюис Хэмилтон работать с Хорнером после ожесточенной борьбы за титул между Red Bull и Mercedes в 2021 году — это совершенно другой вопрос.

Alpine может стать неожиданным вариантом. Один из источников предположил после увольнения Хорнера, что он может занять внешнюю роль, возможно, став акционером команды.

Когда и где Хорнер снова появится в Формуле 1, станет увлекательным сюжетом, за которым стоит следить в ближайшие месяцы и годы.

Глеб Замятин

Глеб Замятин - 32 года, спортивный журналист из Екатеринбурга. Уже 8 лет освещает события Формулы-1 и европейского футбола. Начинал с работы в местных изданиях, сейчас - штатный автор нескольких федеральных спортивных порталов.