2 марта 1963 года вошло в историю НБА как день, когда Уилт Чемберлен набрал 100 очков. 2 марта 2025 года к рекорду `Большого Ковша` добавился еще один статистический курьез.
Матч между Оклахома-Сити Тандер и Сан-Антонио Спёрс завершился со счетом 146-132, став 3159-м уникальным финальным счетом в истории НБА и 14-м в этом сезоне. Или, другими словами, `скоригами`.
Недавнее увеличение результативности в НБА открыло двери для тоталов очков, невиданных за почти 80-летнюю историю лиги. Акоп Чаликян захотел, чтобы эти интересные факты не остались незамеченными.
Вдохновившись аккаунтом NFL scorigami, Чаликян запустил версию для НБА в сентябре. Более 70 000 счетов в истории НБА хранятся на разработанном им сайте scorigaminba.com. Он также включает тоталы Баскетбольной ассоциации Америки, лиги, существовавшей с 1946 по 1949 год до слияния с Национальной баскетбольной лигой, образовав НБА.
Аккаунт в X, NBA_Scorigami, ежедневно публикует счета, а также информацию о том, сколько раз встречался конкретный результат и когда это произошло в последний раз. Бостон Селтикс, Портленд Трэйл Блэйзерс и Юта Джаз входят в число франшиз, подписанных на этот аккаунт.
Чаликян, 25 лет, говорит, что добиться никогда ранее не встречавшегося финального счета в НБА легче, чем в НФЛ (где их 1091). Это заставило его задуматься, будет ли популярна версия для НБА. Более 35 000 подписчиков спустя стало ясно, что любители необычных исходов не привередливы.
`Это все еще довольно забавно, потому что вы можете увидеть… разные эпохи имеют разные типы счетов`, – сказал Чаликян. `Так вот, в эпоху, в которой мы находимся, счета становятся настолько высокими, что вы просто увидите счета, которых никогда раньше не было. Я думаю, что это все еще довольно весело, и я думаю, что это нравится людям`.
История скоригами восходит к середине 2010-х годов. В рамках серии под названием `Chart Party` Джон Буа из Secret Base (SB Nation) ввел этот термин в сентябре 2014 года, первоначально написав его как `scoragami`.
`Скорагами – это слово, которое я только что изобрел, и оно относится к акту и искусству получения финального счета в футбольном матче, которого никогда раньше не было`, – написал Буа.
Буа, который не ответил на просьбы об интервью, рассказал Мине Каймс из ESPN в репортаже SportsCenter в 2021 году, что после публикации поста люди постепенно начали указывать ему на необычные счета в социальных сетях.
Через два года после письменной работы он перенес это в видеоформат, анализируя диаграмму счетов НФЛ, отмечая наиболее интересные из них. Затем Дэйв Маттингли создал страницу в Twitter в 2017 году, оснащенную ботом для отслеживания всех счетов.
`Я буквально за выходные создал алгоритм, изучил закулисье Twitter [того], что мне нужно было бы сделать, чтобы публиковать твиты`, – рассказал он Каймс. `И я просто выложил это, а потом подумал, что никто никогда этого не увидит`.
Восемь лет спустя аккаунт может похвастаться почти 500 000 подписчиков, создав уголок интернета для боления за уникальные счета во время сезона НФЛ. Сопутствующий веб-сайт, разработанный Эндрю Мерриманом, включает в себя диаграмму каждого счета в истории НФЛ. Аккаунт в X и веб-сайт существуют отдельно друг от друга и от Буа.
Мерриман и Маттингли несколько раз общались, и Маттингли помог Мерриману с некоторыми частями его кода. Мерриман сказал, что никогда не разговаривал с Буа, но что он не создал бы веб-сайт без оригинального видео Буа.
`Действительно круто получить новый уникальный счет в любом виде спорта`, – сказал Мерриман. `Так что версия для НБА так же интересна, как и любая другая`.
Чаликян знал о скоригами в НФЛ и всегда задавался вопросом, почему не существует версии для НБА. Хотя другие аккаунты пытались собрать что-то подобное, Чаликян подумал, что именно он сможет сделать это правильно.
Он начал этот процесс около трех лет назад, собирая и сохраняя данные по каждой игре в истории НБА. Но, по его словам, у него не было достаточно навыков, чтобы создать веб-сайт и опубликовать его.
Это привело к тому, что скоригами был отложен на полку до дальнейшего уведомления.
`Я как бы отошел от этого на пару лет`, – сказал Чаликян. `Но прошлым летом, перед началом сезона, я подумал: “Эй, я сейчас довольно хорошо разбираюсь в этом типе технологий, так что я, вероятно, мог бы просто вернуться и взять эти данные и сделать веб-сайт”, но потом я понял, что потерял все данные`.
Чаликяну пришлось начинать с нуля.
Он написал код и дал ему указание посетить NBA.com, используя API веб-сайта – интерфейс прикладного программирования, который, по определению IBM, представляет собой `набор правил или протоколов, которые позволяют программным приложениям взаимодействовать друг с другом для обмена данными, функциями и функциональностью`, – для сбора данных.
Процесс шел год за годом, команда за командой, и извлекались счета, которые затем сохранялись в частной базе данных. Чаликян назвал это `довольно автоматизированным` процессом, который занял три дня.
Как только у него появились данные, он перешел к созданию веб-сайта.
Вскоре появился и аккаунт в X, хотя возникла еще одна проблема – кто-то опередил Чаликяна.
`Я на самом деле создал аккаунт, а потом увидел, что кто-то другой создал аккаунт, может быть, за две-три недели до этого`, – сказал он. `И у них было около 18 000 подписчиков, и я подумал: “Что?”`
У Итана Петерсона было похожее видение. Вдохновленный аккаунтом НФЛ, он тоже решил создать версию для НБА. Первоначально он надеялся запустить его вручную, прежде чем понять, как автоматизировать аккаунт, для чего, по его словам, у него нет необходимого опыта.
Петерсон опубликовал 16 сентября 2024 года сообщение о запуске аккаунта NBA scorigami в X. Десять дней спустя Чаликян связался с ним, объяснив, что у него та же идея и есть проект, который можно показать.
`Я получил личное сообщение от Акопа, в котором говорилось, что он тоже создал такой, и он хотел сотрудничать`, – рассказал Петерсон. `И я подумал: “Эй, да, это звучит здорово. С моим объявлением о том, что я собираюсь вести этот аккаунт, было бы здорово, если бы мы могли использовать твоего бота, которого ты создал, чтобы помочь с публикациями в этом аккаунте”`.
Когда Чаликян обратился к нему, Петерсон подумал: `Ну, я могу помочь ему продемонстрировать этот код, который он создал, потому что у этого аккаунта уже так много подписчиков`.
У Чаликяна есть то, что Петерсон назвал `бэкендом всего этого` – кодирование, необходимое для базы данных и автоматической публикации. У X есть свой собственный API, который Чаликян использует для того, чтобы в течение пяти минут после окончания игры бот автоматически публиковал результат.
`База данных, которая у меня есть… [бот] обращается к ней. Он проверяет все, например, сколько раз встречался счет, и на основе этого твитит, встречался ли он раньше, сколько раз он встречался`, – сказал он.
В этом типе процесса случаются ошибки, например, когда бот опубликовал счет матча Rising Stars во время Матча всех звезд в этом сезоне. `Это меня выбило из колеи, но мы это исправили`, – сказал Чаликян.
По этой причине Чаликян и Петерсон перепроверяют счета и исправляют их вручную, если это необходимо. Бот, база данных и веб-сайт полностью синхронизированы, создавая систему, которая обновляется ежедневно.
На первый взгляд, веб-сайт NBA scorigami может показаться ошеломляющим набором данных. Разбросанные точки, расположенные под углом, с цветами от ярко-красного до ледяного голубого, доминируют на странице. В левом верхнем углу пользователи могут фильтровать данные по годам и изучать, как менялась результативность.
Хотя определить феномен по эпохам сложно, Чаликян заметил тенденцию, когда дело доходит до количества скоригами за сезон.
`Это довольно странно, что есть середина, где результативность также была высокой`, – сказал он. `Я вижу, что иногда мы получаем скоригами, и многие из более высоких счетов случались один или два раза раньше, в 1980 году, из-за очень высокотемпного нападения или чего-то еще… Но, похоже, многие скоригами в этом году определенно связаны с тем, что нападение становится настолько хорошим и набирает так много очков`.
Ключевое слово здесь – темп. Это оценка владений за 48 минут, согласно Basketball Reference. Проще говоря, чем больше владений, тем больше набрано очков. Некоторые из самых высоких уникальных счетов можно напрямую отнести к темпу.
Десять из самых высоких средних показателей темпа за сезон пришлись на период до сезона 1986-87 годов – сезон 1973-74 годов занимает первое место с показателем 107,8. Ближайший сезон в этом столетии – кампания 2019-20 годов с показателем 100,3, что достаточно для 16-го места в списке.
Только один из пяти скоригами НБА, в которых команда набрала не менее 170 очков, произошел в этом столетии – победа Сакраменто Кингз над Лос-Анджелес Клипперс со счетом 176-175 в 2023 году. Индиана Пэйсерс приблизились к отметке в 170 очков, победив Вашингтон Уизардс со счетом 162-109 в прошлом месяце, что стало еще одним скоригами.
Хотя тенденции темпа напрямую не коррелируют с появлением новых уникальных счетов, они дают командам большее пространство возможностей, в котором они могут случиться. 30 марта в двух отдельных играх был зафиксирован новый финальный счет, что произошло впервые с 14 апреля 2024 года.
Скоригами бывают всех форм и размеров.
Самый высокий в истории лиги – матч с тремя овертаймами в 1983 году между Детройт Пистонс и Денвер Наггетс, который закончился со счетом 186-184. Самый низкий произошел в 1950 году, когда Форт-Уэйн Золлнер Пистонс победил Миннеаполис Лейкерс со счетом 19-18.
Скоригами добавляют дополнительный слой к тому, что изначально может быть истолковано как обыденный финальный счет, и на первый взгляд их может быть трудно идентифицировать. Но работа Чаликяна предоставила способ найти такие счета – новую грань в истории НБА.
Просто проверьте 2 марта 1963 года.
Финальный счет игры, в которой Уилт набрал 100 очков? 169-147. Скоригами.