Всего за 24 часа настроение вокруг первого для Льюиса Хэмилтона выступления за команду Феррари на итальянской земле полностью изменилось на 180 градусов.
В субботу в Имоле царили уныние и разочарование: Шарль Леклер и Хэмилтон не смогли пройти в третий сегмент квалификации, заняв 11-е и 12-е места соответственно. Семь других команд показали результат лучше; только Haas и Sauber не сумели опередить хотя бы один из болидов Ferrari. Такое положение дел неприемлемо для Ferrari в любом месте, но на трассе, расположенной всего в 80 километрах от завода в Маранелло, это почти недопустимо. В субботу Хэмилтон заявил журналистам, что чувствует себя “опустошенным”.
Днем позже его настроение стало совершенно другим. Хэмилтон финишировал четвертым благодаря альтернативной стратегии по шинам и нескольким блестящим решениям со стороны гоночного мостика Ferrari во время позднего периода машины безопасности, что помогло ему подняться в протоколе.
По мнению Хэмилтона, этот результат и произошедшие изменения превзошли его победу в спринтерской гонке на Гран-при Китая, втором этапе сезона.
“Китай был неплох, но я бы сказал, что эта гонка лучше”, — сказал он в воскресенье. “Мне всегда нравилось прорываться вперед, когда начинаешь с более низких позиций. Я так начинал в детстве, и это всегда приносит гораздо больше удовольствия, чем старт с первого места и финиш первым. Но определенно, это была абсолютно потрясающая гонка. Можно извлечь так много позитивных моментов”.
Так что же это за позитивные моменты?
“Их масса”, — продолжил Хэмилтон. “Один из них — стратегия. Она была действительно фантастической. Они принимали отличные решения. В этом плане не было ни единой ошибки”.
“Машина действительно помогла. В Китае я чувствовал полное единение с машиной, и в другой раз это было только сегодня. Я почувствовал настоящую синергию. Думаю, настройки были великолепны. Мне кажется, мы немного улучшили нашу производительность. Просто в квалификации нам не повезло. Если бы мы хорошо квалифицировались сегодня, мы бы боролись за подиум, что, по нашему мнению, было невозможно”.
Это был хороший прорыв, но необходимо соблюдать некоторую перспективу, прежде чем слишком радоваться.
Этот уик-энд все равно оказался показательным, и Ferrari ни разу не выглядела претендентом на подиум за счет чистой скорости. Хэмилтон склонен к резким перепадам настроения в зависимости от своего последнего результата, и, как он сам сказал, его гонка принесла чувство удовлетворения от прорыва через пелотон на финальных кругах.
Машина безопасности была для него идеально своевременной, но оказалась неудачной для других. Ее появление заставило Фернандо Алонсо из Aston Martin жаловаться, что он “самый невезучий пилот, черт возьми”.
Гонка напарника Хэмилтона, Леклера, также была подпорчена появлением машины безопасности. Его решение не заезжать на пит-стоп за свежими шинами сделало его уязвимым перед атакой со стороны Алекса Албона на Williams на последних кругах. Леклер, многострадальное лицо команды Ferrari в Формуле 1, в воскресенье вечером выглядел гораздо более сдержанным, размышляя о своем Гран-при.
“Это была одна из тех гонок, где нужно было гоняться сердцем и немного “выставлять локти”, — сказал Леклер в интервью Sky Sports F1. “Я знаю, что когда ситуация такова, ты находишься на пределе, иногда даже чуть за ним. Но когда стартуешь с 11-го места, я, как пилот, просто не могу принять такое положение”.
Это должно быть до боли знакомое чувство для Леклера. Двенадцать месяцев назад он финишировал позади Макса Ферстаппена и Ландо Норриса на подиуме в Имоле, но в этом году он покинул Автодром Энцо и Дино Феррари, отставая от лидера чемпионата Оскара Пиастри на 85 очков. Ferrari занимает четвертое место в Кубке конструкторов, отставая от команды Пиастри McLaren на 165 очков.
Так не должно было быть.
Ferrari подходила к этому году, только что завершив упорную борьбу с McLaren за титул в Кубке конструкторов в прошлом году, и воодушевленная приходом Хэмилтона. Ожидалось, что этот болид будет претендовать на чемпионство, но теперь 2025 год выглядит не более чем попыткой спасти сезон. К разочарованию всех причастных, под более темным оттенком красного, в который окрашен болид в этом году, все еще скрыт потенциал, который нужно раскрыть.
Когда Леклера спросили, когда SF-25 “оживает”, он ответил: “В гонке, но до этого — нет. Мы пока не понимаем почему”.
Это лишь усиливает фрустрацию, поскольку в прошлом году казалось, что команда наконец-то обрела фундаментальное понимание оптимальных настроек машины. Леклер возглавил возрождение Ferrari во второй половине сезона, когда команда вернулась после летнего перерыва гораздо более грозной силой.
Ключом к этому перелому стало то, как Ferrari удалось найти идеальный баланс — сильный в квалификации, но, что важнее, еще сильнее в гонках — чтобы дать Леклеру, возможно, лучшему пилоту Ф1 на одном быстром круге, идеальную базу для борьбы за победу каждые выходные. В предыдущие годы болиды Ferrari были великолепны в квалификации, но слишком часто теряли скорость в гонке, что приводило к ошибкам пилота и гоночного мостика (обоих и так находящихся под огромным давлением) в попытке компенсировать это. Победы Леклера в Монце и Остине, а также победа Карлоса Сайнса на Гран-при Мехико дали дразнящий взгляд на то, чего команда может достичь с идеально сбалансированным болидом.
Этот “золотой” баланс, похоже, был утерян в этом году. Хэмилтон неоднократно упоминал изменения, внесенные после его победы в спринте в Китае, которые произошли за счет снижения производительности. Прогрев шин, похоже, остается основной областью, с которой команда никак не может разобраться в этом году.
“Понятно, что мы стараемся извлечь максимум из машины в субботу”, — сказал руководитель команды Фредерик Вассёр после гонки в Имоле. “Последние два уик-энда мы не улучшали время на последнем комплекте шин в квалификации. Это вызывает некоторое разочарование. Конечно, мы должны приложить все усилия в этом направлении”.
Тифози могут, пожалуй, утешиться тем, что если решение проблемы с исчезающей скоростью в субботу будет найдено быстро, Ferrari может довольно резко изменить ситуацию.
Учитывая проблемы с квалификацией, гонка в Монако станет серьезным испытанием. Узкая и извилистая трасса в Монте-Карло знаменита тем, что результат квалификации оказывает огромное влияние на гонку — это вряд ли изменится, несмотря на недавно введенную обязательную стратегию с двумя пит-стопами, призванную улучшить зрелищность.
Леклер, как известно, прервал свое “проклятие домашней трассы” в Монако в прошлом году, но на этот раз не ожидает повторения.
“Очень трудный уик-энд”, — такова была его оценка того, что стоит ждать в этот уик-энд в Княжестве. “Думаю, Монако обнажит довольно много слабостей нашей машины, поэтому я не знаю, но есть также много вещей, которые нельзя предсказать. Количество риска, которое ты берешь в квалификации, настройки машины совершенно другие, поэтому я надеюсь, что мы будем приятно удивлены”.