СУЗУКА, Япония – Казалось, что большой прорыв Юки Цуноды в Формуле 1 ускользнул. Red Bull, похоже, никогда до конца не верил в него. Поддержка Honda, казалось, начала ослабевать.
Однако теперь, с дебютом за Red Bull на его домашней трассе в Сузуке, его момент наконец настал.
Вопросы возникают один за другим. Сможет ли он справиться? Не слишком ли поздно все это произошло?
Переворот, произошедший за несколько дней после Гран-при Китая – и повышение Цуноды из Racing Bulls за счет Лиама Лоусона – был не чем иным, как замечательным, даже по меркам Формулы 1. Цунода, который так долго, казалось, был мучительно далек от заветного места в Red Bull Racing, теперь получил его, и то, как он справится с этим вызовом, определит траекторию его карьеры с этого момента.
Измерить успех в качестве напарника Макса Ферстаппена сложно, но планка, установленная последними четырьмя гонщиками, выступавшими рядом с ним, невысока. Непосредственная задача, стоящая перед ним, проста: приручить RB21 от Red Bull. Это машина, которая, похоже, похожа на многих своих предшественников: быстрая в талантливых руках такого великого гонщика, как Ферстаппен, но настоящий зверь, с которым трудно совладать в руках простых смертных. Она убивает уверенность.
Разворот Юки
За повышением Цуноды стояло ощущение, что, поскольку Лоусон начал сезон alarmingly poor, 24-летний японский гонщик теперь стал тем полностью отточенным продуктом, каким Red Bull Racing так долго хотел его видеть.
«Юки Цунода – быстрый гонщик, мы это знаем, но у него были взлеты и падения», – заявил советник Red Bull Хельмут Марко после подтверждения повышения на прошлой неделе. «Вот почему мы думали, что Лоусон был лучшим и более сильным кандидатом, но Юки претерпел трансформацию. Он сменил менеджмент, и в этой ситуации это был просто лучший вариант».
Многие скажут, что трансформация Цуноды была очевидна гораздо дольше, чем просто последние недели 2025 года. Но, видимо, не для Red Bull. Еще в декабре компания открыто размышляла о том, чтобы полностью отказаться от его услуг.
«Мы прекрасно понимаем, что, если мы не сможем предоставить Юки возможность в этом году, честно говоря, имеет ли смысл [удерживать его]?», – спросил руководитель команды Кристиан Хорнер у ESPN и других СМИ на мероприятии в конце 2024 года, вскоре после того, как компания выбрала Лоусона. «Нельзя держать гонщика в команде поддержки пять лет. Нельзя всегда быть подружкой невесты. В какой-то момент либо нужно отпустить их, либо искать что-то другое».
Никто на том мероприятии, и уж тем более Хорнер, не мог предсказать, что повышение Цуноды из подружки невесты в невесты произойдет уже на третьей гонке следующего сезона. Претензия к Цуноде, с точки зрения Хорнера, заключалась в том, что его темперамент был не на высоте. Видимо, за несколько коротких недель это перестало быть проблемой.
Как могло получиться, что Цунода не считался готовым всего четыре месяца назад, но теперь готов?
И затем возникает вопрос о роли Honda во всем этом. В недавних сообщениях утверждалось, что японский автопроизводитель предложил до 10 миллионов долларов, чтобы обеспечить Цуноде второе место в Red Bull, но источники сообщили ESPN, что предложенным “подсластителем” на самом деле была скидка на последний год контракта компании на поставку двигателей – контракт, за который Red Bull неохотно переплачивал после разрыва отношений с Renault в 2018 году и отказа Ferrari и Mercedes поставлять двигатели – а не прямая выплата.
Это не незначительный жест со стороны производителя, но он поднимает еще один вопрос. Учитывая, что Red Bull понес большие расходы на выплату Серхио Пересу в прошлом году – которые, по словам источников ESPN, составили более 12 миллионов долларов – тем более странно, что опыта Цуноды и финансовой помощи уходящего партнера по двигателям команды оказалось недостаточно, чтобы убедить Хорнера и Ко.
Есть еще одна загвоздка, касающаяся самой Honda. Ее постоянная поддержка Цуноды в последнее время казалась неопределенной, но она совершила разворот на 180 градусов даже быстрее, чем Red Bull. Всего несколько недель назад глава гоночного подразделения Honda, казалось, мягко подталкивал Цуноду к выходу.
«Ему нужно самому принять меры», – заявил президент Honda Racing Corporation Кодзи Ватанабе Motorsport.com. «Я хочу, чтобы он сделал лучший выбор для себя.
«Мы мало что можем для него сделать. Ему нужно укрепить свою команду поддержки, включая менеджера, и обеспечить себе необходимое место. В конце концов, он профессионал. Гонщики не могут полагаться на Honda вечно. Кто-то на карьерном уровне Цуноды должен думать сам за себя».
Учитывая, что Цунода был в штаб-квартире Honda всего через несколько недель, на своем первом выезде в качестве гонщика Red Bull Racing, эти цитаты сейчас замечательно читать.
Ключевая фигура, похоже, сыграла здесь свою роль. Много говорилось о его новом менеджере, о партнерстве с мексиканским агентом Диего Менчакой после расставания с Марио Миякавой и Луисом Альваресом. Источники сообщили ESPN, что бывшая команда Цуноды рассматривалась как препятствие для его шансов на повышение.
Его смена менеджмента, похоже, произошла вместе со сменой подхода и восприятия. Трудно количественно оценить, какое влияние это могло оказать за несколько месяцев, но показательно, что это фактор, который был упомянут как Red Bull, так и Honda.
Все зависит от Юки
Независимо от того, как он туда попал, у Цуноды теперь есть возможность “пан или пропал”, которую он просто обязан использовать. Кажется, что карты изначально были сложены против него. RB21 выглядит сложной в управлении, и Цунода уже в невыгодном положении, пропустив тесты и два гоночных уик-энда для адаптации. Хотя легко сосредоточиться на его волнующем домашнем дебюте в Сузуке, на самом деле он прибывает накануне трехнедельного тройного этапа – за Японией следуют гонки в Бахрейне и Саудовской Аравии. Медленный старт может быть трудно преодолеть, если он столкнется со спиралью неуверенности из-за неумолимой машины.
Постоянная неуверенность Red Bull в отношении продвижения Цуноды всегда была трудна для понимания. Трудно заметить те взлеты и падения, о которых упомянул Марко, особенно в последние пару сезонов.
В Ферстаппене Цунода теперь оказался рядом с человеком, известным, справедливо, как “разрушитель напарников” – но японский гонщик тоже может претендовать на это в определенной степени. Сильная форма Цуноды ускорила уход Ника де Вриса в начале 2023 года. Даниэль Риккардо временами показывал яркие моменты на его месте, но контраст в форме австралийца по сравнению с Цунодой – особенно в начале прошлого сезона, когда машина была конкурентоспособна в середине пелотона – был разительным и разрушил идею в Red Bull о том, что вернувшийся Риккардо был подходящим парнем для замены Переса. Цунода также хорошо выступил против Лоусона, хотя новозеландец показал несколько впечатляющих вспышек, которые произвели впечатление на руководство Red Bull.
Продвижение Цуноды – это исправление ошибки, которую допустил Red Bull. Очевидно, что именно он должен был быть рядом с Ферстаппеном с самого начала 2025 года. Японский гонщик провел колоссальные 89 гонок в младшей команде. Риккардо получил 39 в свой первый период до повышения, а Себастьян Феттель и Ферстаппен – 25 и 23 соответственно. Red Bull не спешил продвигать свою самую яркую звезду со времен перехода Ферстаппена в старшую команду в 2016 году по собственной системе.
К разочарованию всех, кто хочет успеха Цуноде, кажется, что его бросили в глубокую воду.
Источники уже сообщили ESPN, что Цунода не рассматривается как долгосрочное решение в Red Bull; он просто лучший вариант здесь и сейчас, чем Лоусон, и с большей вероятностью будет конкурентоспособен, если Red Bull сможет исправить свою капризную машину и получить шанс в борьбе за Кубок конструкторов. Это может показаться маловероятным, но Red Bull, похоже, возлагает большие надежды на предстоящий запрет на гибкие крылья, который вступит в силу на Гран-при Испании.
С точки зрения установления ожиданий, Цуноде просто нужно быть в миксе, показывая хорошие результаты для своего напарника.
«В конце концов, Red Bull Racing сосредоточена на том, чтобы Макс [Ферстаппен] завоевал чемпионство в личном зачете», – сказал Цунода в интервью BBC Radio 5 Live. «Он доказал, что обладает хорошим потенциалом, чтобы стать чемпионом мира – даже несмотря на то, что Red Bull, похоже, немного испытывает трудности. С точки зрения производительности, [Хорнер] хочет, чтобы я был как можно ближе к Максу. В некоторых гонках я могу помочь со стратегией, но он также пообещал мне в некоторых ситуациях, что, если я смогу оказаться впереди Макса, он не обязательно попросит меня поменяться позициями и дать Максу победить».
Будет ли Red Bull когда-либо на самом деле делать последнее, еще предстоит увидеть, но такая вероятность в данный момент кажется надуманной. Учитывая, насколько отстал Перес в прошлом году и тот факт, что Лоусон был в противоположном конце таблиц времени в свои первые две недели, не будет преувеличением думать, что Red Bull будет удовлетворен посредственными результатами Цуноды на ранних этапах – попадание в Q3 и очки на старте были бы впечатляющими, учитывая все, с чем он сталкивается.
Теперь для Цуноды существуют и более широкие соображения.
Ранее казалось, что он рассматривает варианты в других местах; входящая в Формулу 1 команда Cadillac, как сообщается, восхищается его талантом, в то время как в прошлом году Haas пыталась заполучить его, прежде чем переключить свое внимание на Эстебана Окона, когда стало ясно, что странная сделка Цуноды с Red Bull означает, что он фактически застрял там, где был. Большинство поймут, если он будет испытывать трудности на ранних этапах, но риск этого шага, предпринятого таким образом, заключается в том, что он может разрушить то восприятие, которое он так блестяще культивировал в последние несколько лет в младшей команде. Люди в паддоке теперь знают, насколько сложна в управлении машина Red Bull, но это был бы жестокий поворот, если бы шанс, в котором Цуноде так долго отказывали, на самом деле оказался бы тем, который разрушил бы доброе расположение, которое он заслужил с момента прихода в Формулу 1.
Такова природа этого спорта. Раньше у Цуноды была справедливая жалоба на то, что Red Bull никогда не давал ему шанса показать, на что он способен. Этого аргумента больше нет. Он просто должен заставить эту возможность работать на себя. Примеры других гонщиков, потерпевших неудачу в Red Bull и добившихся успеха в другом месте, существуют в лице Алекса Албона и Пьера Гасли, но повышение Цуноды еще больше запутало и без того сложную и труднопонимаемую траекторию его карьеры на данный момент.