Несмотря на попытки сдержанности в общении с прессой в воскресенье вечером, Оскар Пиастри не смог полностью скрыть свое разочарование, отвечая на многочисленные вопросы о 10-секундном штрафе, который, по сути, лишил его победы на Гран-при Великобритании. Опасаясь возможной реакции со стороны FIA, он давал короткие и простые ответы телевизионщикам, стараясь не раскрывать истинные эмоции, которые, несомненно, переполняли его.
Закончив свои обязательства перед вещательными СМИ значительно раньше своего радостного напарника, победителя гонки Ландо Норриса, Пиастри был вынужден ждать в одиночестве 25 минут в пресс-зале до начала сессии для пишущей прессы. Когда она наконец началась, Пиастри вновь старался найти баланс между выражением очевидного расстройства и полным проявлением своих чувств.
«Сейчас это, очевидно, больно», — признался он. «Но это другая боль, потому что я знаю, что заслужил сегодня гораздо больше, чем получил. Я чувствовал, что провел действительно сильную гонку».
Он добавил: «И да, в конечном итоге, когда ты не получаешь результат, который, по твоему мнению, заслуживаешь, это ранит. Особенно когда это не под твоим контролем».
Известный своим спокойствием по командному радио и невозмутимой реакцией даже на гоночные победы, Пиастри привык держать свои эмоции под контролем.
Вплоть до 21-го круга и второго рестарта после машины безопасности он делал всё безупречно в Сильверстоуне, но одно резкое нажатие на тормоза стоило ему не только победы, но и потери 14 очков в зачете пилотов относительно Норриса.
В воскресенье вечером почти не было сомнений в том, что Пиастри не намеревался совершать ничего неправомерного или получать преимущество, застав врасплох ехавшего сзади Макса Ферстаппена. Два подряд периода машины безопасности, длившиеся семь кругов, привели к заметному охлаждению шин и тормозов Пиастри, а лучший способ восстановить рабочую температуру — это резко тормозить, максимально используя тепло, выделяемое раскаленными карбоновыми дисками.
«Я нажал на тормоза», — пояснил Пиастри. «В тот же момент погасли огни на машине безопасности, что произошло исключительно поздно [на круге]».
«А потом, очевидно, я не стал сразу ускоряться, потому что с этого момента я контролирую темп. И, да, вы видели результат. Я не делал ничего иначе, чем при первом рестарте. Я не ехал медленнее. Я вообще не делал ничего по-другому».
Однако это резкое торможение и последовавшая за ним задержка с ускорением застали Ферстаппена, ехавшего вторым, врасплох. Пилот Red Bull обогнал McLaren, нарушив при этом одно из простейших правил поведения за машиной безопасности — запрет на обгон впереди идущей машины.
Сначала казалось, что под расследование могут попасть действия Ферстаппена, но стюарды быстро сосредоточились на действиях Пиастри как на причине сближения машин.
Имея доступ к телеметрии McLaren, стюарды смогли проанализировать точное усилие на тормозах и точно измерить разницу в 100 миль в час (около 160 км/ч) скорости до и после того, как его левая нога надавила на педаль. Полученные данные привели их к выводу, что Пиастри нарушил еще одно правило, касающееся машины безопасности, которое запрещает непредсказуемое или хаотичное вождение.
В заявлении стюардов говорилось: «Когда директор гонки объявил, что машина безопасности заезжает на этом круге и огни погасли, машина № 81 внезапно резко затормозила (давление на тормоза 59,2 psi) и снизила скорость посреди прямой между поворотами Т14 и Т15 с 218 км/ч (135 миль/ч) до 52 км/ч (32 мили/ч), в результате чего машине № 1 пришлось предпринять действия по уклонению во избежание столкновения».
«Это на мгновение привело к тому, что машина № 1 вынужденно обогнала машину № 81, позицию которой он немедленно вернул. Статья 55.15 Спортивного регламента FIA требует, чтобы машина № 81 двигалась в темпе, исключающем хаотичное торможение или любые другие маневры, способные поставить под угрозу других пилотов с момента выключения огней на машине безопасности. То, что сделала машина № 81, явно является нарушением этой статьи».
Правило, запрещающее непредсказуемое вождение за машиной безопасности, существует для предотвращения хаотичных и потенциально опасных рестартов. Если лидирующий пилот резко ускоряется и тормозит после того, как машина безопасности просигнализировала о возвращении на пит-лейн, это может вызвать эффект гармошки для машин, едущих позади и пытающихся рассчитать свой собственный рестарт, и привести к авариям.
Хотя действия Пиастри не выглядели как целенаправленная попытка получить преимущество над Ферстаппеном — его резкое торможение совпало с выключением огней на машине безопасности, а не было попыткой сорвать рестарт Red Bull уже после того, как огни погасли, — это было значительное снижение скорости, которое привело к скоплению машин сзади. Следовательно, при строгом толковании спортивного регламента это действие заслуживало штрафа.
Неудивительно, что руководитель команды McLaren Андреа Стелла, который также изучил данные телеметрии перед общением с медиа в воскресенье вечером, заявил, что инцидент был преувеличен. Он также высказал предположение, что Ферстаппен, возможно, действовал таким образом, который заставил действия Пиастри выглядеть хуже, чем они были на самом деле.
«Я должен сказать, что штраф по-прежнему выглядит очень суровым», — отметил Стелла. «Есть несколько факторов, которые мы хотели бы, чтобы стюарды приняли во внимание».
«Прежде всего, машина безопасности заехала на пит-лейн очень поздно, не оставив лидеру много времени для фактического рестарта в условиях, когда теряется высокая температура [шин], теряется температура тормозов, и то же самое происходит со всеми. 50 бар [давление на тормоза] — это давление, которое вы видите во время движения за машиной безопасности, когда вы выполняете определенное торможение и ускорение».
«Нам придется также посмотреть, не заставили ли другие соперники ситуацию выглядеть хуже, чем она есть, потому что мы знаем, что часть гоночного мастерства некоторых конкурентов определенно включает способность делать так, чтобы другие выглядели виновными в серьезных нарушениях, даже если это не так», — сказал он.
«Итак, есть несколько моментов для анализа, но сам по себе штраф теперь вынесен и отбыт, и мы движемся дальше. Мы посмотрим, есть ли что-то, чему мы можем научиться с нашей стороны, и я уверен, что Оскар использует эту ситуацию как мотивацию, чтобы быть еще более решительным в предстоящих гонках и постараться выиграть как можно больше».
Ферстаппен явно не хотел углубляться в эту тему при общении с прессой, но задался вопросом, почему Пиастри получил штраф, в то время как аналогичные ситуации в прошлом оставались без наказания.
«Знаете, дело в том, что подобный сценарий со мной случался уже несколько раз», — заявил Ферстаппен. «Мне просто кажется странным, что вдруг теперь Оскар — первый, кто получил за это 10 секунд».
Вопрос о последовательности действий стюардов также поднял руководитель Red Bull Кристиан Хорнер, сославшись на очень недавний прецедент — неудачный протест его команды против Джорджа Расселла после Гран-при Канады. В Монреале Red Bull обвинила Расселла в непредсказуемом вождении за машиной безопасности в инциденте с явным сходством с воскресным, но их протест был отклонен стюардами.
«Я имею в виду, Джордж, очевидно, не получил штраф в Канаде», — сказал Хорнер. «Я не был удивлен, увидев, что [Пиастри] получил штраф. Это то, чего следовало ожидать. Честно говоря, было, пожалуй, более удивительно, что Джордж не получил его в Монреале».
Тем не менее, выводы стюардов по двум расследованиям в Канаде и Сильверстоуне имели весьма четкие различия: давление на тормоза Расселла в Канаде было измерено на уровне 30 psi, в то время как у Пиастри оно было почти в два раза больше, а Расселл замедлился всего на чуть более 40 миль/ч (около 64 км/ч), в то время как Пиастри замедлился на 100 миль/ч (около 160 км/ч).
В сочетании с разными условиями трассы в двух примерах, а также тем, что инциденты произошли на разных этапах рестарта после машины безопасности, трудно провести убедительные параллели, хотя Пиастри настаивает на обратном.
Вдобавок к этому, Пиастри стремился подчеркнуть то, что, по его мнению, было еще одним ключевым отличием между двумя инцидентами.
«Я не думаю, что ему [Ферстаппену] пришлось уклоняться от меня», — сказал он. «Думаю, он справился в первый раз [при первом выезде машины безопасности]».
«Возвращаясь к Канаде, я думаю, там нужно было уклоняться больше, чем сегодня. Так что, да, я, мягко говоря, немного смущен».
Мог ли McLaren поменять пилотов местами?
10-секундный штраф Пиастри привел к тому, что он выехал из боксов позади Норриса после их финальных пит-стопов для смены промежуточных шин на слики. Явно пытаясь смириться с результатом, Пиастри спросил по радио, могут ли они поменяться позициями, хотя и знал, что команда, вероятно, не согласится.
«Я подумал, что стоит спросить», — объяснил он после гонки. «Я знал, каким будет ответ, прежде чем спросил, но просто хотел маленький луч надежды, что, возможно, смогу вернуть [позицию]. Но нет, я знал, что этого не произойдет».
Стелла не имел ничего против того, что его пилот озвучил эту идею, и сказал, что команда на пит-уолле тщательно продумала наиболее справедливый вариант развития гонки — включая сценарий, который всё же мог принести Пиастри выгоду.
«В рамках того, как мы проводим гонки вместе с Ландо и Оскаром, мы всегда говорим нашим пилотам: ‘Не держите ничего в уме во время вождения’», — сказал он. — «Если у вас есть замечание, предложение, если вы хотите сообщить нам, что думаете, просто скажите. А потом мы это подробнее оценим, примем решение и сообщим вам».
«Так что я думаю, Оскар сделал именно то, к чему мы побуждаем наших пилотов. Он общался, выразил свое мнение, которое мы оценили. На самом деле, способ управления ситуацией сегодня, учитывая штраф, заключался в том, чтобы позволить Оскару, несмотря на штраф, в случае выезда машины безопасности сохранить лидерство, потому что при ее появлении обе машины заехали бы на пит-стоп [вместе], и Оскар отбыл бы штраф, пока Ландо ждал, и два McLaren выехали бы в том же порядке, в каком заехали».
«Но в тот момент, когда нам нужно было переходить на сухие шины, штраф уже был отбыт, и на этом этапе мы решили, что должны просто сохранить естественный порядок, соответствующий штрафу. Так что я считаю, что это было справедливо, и я уверен, что Оскар поймет и согласится с этой точкой зрения».
Следствием штрафа стала значительная домашняя победа для Норриса и сокращение преимущества Пиастри в зачете пилотов до восьми очков. Это третья победа Норриса за пять гонок, и его борьба за чемпионский титул продолжает набирать обороты.
Пиастри был быстрее в начале гонки, что делает его разочарование исходом расследования стюардов вполне понятным, хотя, возможно, и не полностью оправданным с точки зрения регламента.
«Вся команда проделала действительно хорошую работу, машина была, очевидно, супер, и, отдавая себе должное, я чувствую, что сегодня справился хорошо», — сказал он, размышляя о гонке. «Просто становится больнее, когда не выигрываешь».