Победа Ландо Норриса на Гран-при Австрии стала убедительным ответом критикам. Продемонстрировав сильное гоночное мастерство, хладнокровие под давлением и, главное, чистую скорость, он вновь изменил сценарий борьбы за титул, который, казалось, уже списывал его со счетов после неудачного Гран-при Канады.
Все три дня на трассе Red Bull Ринг Норрис превосходил своего напарника по McLaren и конкурента в борьбе за титул, Оскара Пиастри. Австралиец не смог найти ответа на темп Норриса ни в практиках, ни в квалификации, ни в гонке. Даже когда Пиастри ненадолго вышел вперед на 11-м круге, обогнав в третьем повороте, Норрис тут же вернул себе лидерство в следующем же вираже, восстановив контроль над ситуацией.
Конечно, один результат не определяет сезон. Норрис все еще отстает от Пиастри на 15 очков в зачете пилотов, и ему предстоит серьезная борьба, чтобы сократить это отставание. Более того, если бы он не одержал победу в Австрии – а на первом отрезке гонки были моменты, когда Пиастри ставил ее под сомнение – его надежды на титул понесли бы горький, возможно, не поправимый удар.
Для гонщика, чьи собственные ошибки регулярно вызывали сомнения в его претензиях на чемпионство, Австрия может оказаться поворотным моментом.
“Разумеется, это приносит мне удовлетворение”, – сказал Норрис вечером в воскресенье. “Это дает мне хорошую уверенность. Мне, честно говоря, не нужно никому ничего доказывать. Мне нравится доказывать что-то самому себе, наверное, больше всего. Так что, безусловно, это был хороший, чистый уик-энд, начиная со второй практики. Чувствовал себя очень комфортно, отлично справлялся с машиной и выступил именно так, как хотел и как нужно было. Просто у меня был чистый уик-энд”.
Именно чистых уик-эндов Норрису отчаянно не хватало в этом году. Ошибки, особенно в финальных сегментах квалификации, были слишком частым явлением для 25-летнего гонщика, даже когда казалось, что он превосходит Пиастри по темпу. Но на Red Bull Ринге – трассе, где Норрис завоевал свой первый подиум в Ф1 и всегда хорошо выступал – он выглядел явно быстрее. Можно утверждать, что так было и на четырех из последних пяти гонок (Имола, Монако, Канада, несмотря на его столкновение с Пиастри, и Австрия), но максимальное использование этого преимущества с поулом и победой представило претензии Норриса на титул в ином свете.
“Дело не в том, что я не мог этого сделать раньше, и темп всегда был на определенных этапах”, – сказал он. “Просто были разные причины для разных вещей. Но, безусловно, я очень доволен тем, как справился с задачей сегодня и вчера. Но это не дается легко. Это не просто так, потому что я приехал на этот уик-энд, и все стало лучше. Я много работаю. Я делаю гораздо больше работы вне трассы с командой, на симуляторе, с моей собственной команмой, пытаясь улучшить все, что могу, как на трассе, так и вне ее. Думаю, позитивно видеть, что многие из этих усилий немедленно приносят плоды. Это хороший шаг в правильном направлении. Все еще нужно больше, хочу большего. Так что будем продолжать работать”.
Руководитель команды Андреа Стелла рассказал, что после Канады разговоры с Норрисом были направлены на поддержку пилота, а не на поиски виновных. Норрис сам уже признал свою вину после аварии в Монреале, и, по словам Стеллы, фокус быстро сместился на восстановление его уверенности перед Австрией.
“Разговоры были о том, что скорость есть”, – сказал Стелла. “У него был поул и победа в Монако. Когда он коснулся стены в квалификации в Канаде, он был на пути к поулу. Он был самой быстрой машиной в Канаде в гонке, и у него, фактически, был поул здесь, в Австрии. Скорость есть, нам просто нужно отшлифовать некоторые моменты в исполнении, и результаты придут, что Ландо и продемонстрировал здесь, в Австрии. Я очень горжусь Ландо, очень горжусь тем, как все справились с ситуацией в Канаде и тем, что мы стали более сплоченными и сильными”.
Даже с учетом потерянных очков в Канаде, Норрис опередил Пиастри по набранным очкам (86 против 85) за последние пять гонок. С этой точки зрения, и основываясь на его темпе относительно Пиастри, Норрис по-прежнему выглядит претендентом, несмотря на свои ошибки.
Пиастри находит предел
На первом отрезке гонки победа Норриса выглядела отнюдь не гарантированной. Пиастри смог сильно давить на своего напарника и держаться вплотную за другим McLaren вплоть до первого пит-стопа Норриса в конце 20-го круга. Борьба включала много плотных моментов, в том числе, возможно, лучший шанс Пиастри, когда Норрис широко выехал в последних двух поворотах 14-го круга, и Пиастри на мгновение получил возможность для рискованного обгона в первом повороте. Он не воспользовался этой возможностью, но пятью кругами позже выглядел более смелым, направив свой McLaren во внутренний просвет Норриса в четвертом повороте – правда, этот просвет затем закрылся, вынудив Пиастри заблокировать колеса и широко выехать.
Для McLaren это стало пределом допустимого между двумя пилотами, и Пиастри получил сообщение по командному радио, что маневр был “слишком рискованным” (too marginal). Позже он согласился с боксами и извинился по радио после финиша.
Стелла объяснил, что “слишком рискованный” маневр заключался в том, что при блокировке колес можно потерять контроль над машиной, и команда не хочет, чтобы плотность борьбы определялась чем-то не полностью контролируемым. Он отметил, что согласен с Пиастри в этом вопросе и что они будут анализировать каждую ситуацию для дальнейшей тонкой настройки.
Этот инцидент положил конец плотной борьбе колесо в колесо. Норрис совершил пит-стоп в конце 20-го круга, а Пиастри остался на трассе еще на четыре круга. Это превратило борьбу в “битву через боксы”, где преимущество Норриса росло благодаря более раннему переходу на свежие шины, но Пиастри выехал на более новых шинах, что, по идее, должно было дать ему преимущество в темпе на втором отрезке.
Перед выбором такой стратегии с отложенным пит-стопом, Пиастри предложили два варианта: остановиться на круг позже Норриса и выехать в 1,5 секунды позади, или остаться на трассе для преимущества в шинах и выехать в 4 секундах позади. Он выбрал второй вариант, хотя на деле разрыв составил шесть секунд к моменту его возвращения на трассу.
Оглядываясь назад, становится понятно, что Пиастри не смог отыграть эти шесть секунд на более новых шинах. Однако Стелла считает, что это было отчасти связано с высоким темпом Норриса на втором отрезке гонки.
Руководитель McLaren объяснил два варианта стратегии: “Первый вариант – остановиться сразу, на круг позже лидера. Это означает, что вы окажетесь примерно в паре секунд позади с примерно одинаковым возрастом шин. Другой вариант – отложить остановку, чтобы создать так называемый `шинный дельта`. И тогда после остановки вы окажетесь, возможно, в трех-четырех секундах позади, но у вас будут лучшие шины. А затем начнется отрезок, на котором вы будете догонять машину, остановившуюся раньше. На трассах с высокой деградацией шин, как здесь, обычно дольше оставаться на трассе выгодно. Думаю, сегодня это не было так очевидно, потому что нельзя отделить, как стратегия сработала для Оскара, от того, насколько быстрым был Ландо на самом деле.”
“Я думаю, что Ландо был действительно быстр на втором отрезке на жестких шинах, и это не позволило Оскару воспользоваться тем, что он создал этот `шинный дельта`. Думаю, Ландо, не испытывая постоянного давления защиты, использовал свое преимущество в темпе примерно в одну десятую, и это заставило стратегию Оскара выглядеть так, будто она не сработала”.
Гонка “двух лошадей”
После того, как Кими Антонелли столкнулся с Red Bull Макса Ферстаппена на первом круге, призрачные надежды действующего чемпиона на титул, похоже, рассыпались к вечеру воскресенья. Отставание в 61 очко от Пиастри в зачете пилотов и машина, на которую нельзя полностью положиться во всех условиях, делают крайне маловероятным, что Ферстаппен сможет обогнать оба McLaren и сохранить свой титул.
Руководитель Red Bull Кристиан Хорнер в воскресенье вечером не хотел признавать, что шансы Ферстаппена на титул исчерпаны, но не мог отрицать факты. “Думаю, в этом сезоне их [McLaren] преимущество значительно”, – сказал Хорнер. “Это очень похоже на гонку двух лошадей. Что касается нас, мы просто фокусируемся на каждом Гран-при и пытаемся использовать любую возможность”.
Хорошая новость для всех остальных заключается в том, что гонка “двух лошадей” имеет все признаки настоящей титульной битвы, которая может продлиться до самого финала. На данном этапе невозможно с уверенностью сказать, кто одержит победу в следующей гонке, не говоря уже о чемпионате.
“Думаю, с обоими пилотами нам нужно смотреть одну гонку за раз, и в рамках каждой гонки мы должны убедиться, что максимально используем потенциал, остаемся в гонке и боремся друг с другом согласно нашему подходу и принципам”, – сказал Стелла. “А затем в Абу-Даби посмотрим, каков будет результат”.