В ИМОЛЕ, Италия — В минувшее воскресенье на протяжении 63 кругов Макс Ферстаппен вновь почувствовал себя в своей стихии. На живописной трассе Автодромо Энцо и Дино Феррари в Имоле он снова полностью контролировал ход Гран-при из кокпита своего болида Red Bull: мощность была под рукой, шины Pirelli работали идеально, а соперники оставались далеко позади.
Когда у Ферстаппена все складывается, четырехкратный чемпион Формулы-1 выглядит практически непобедимым. Несмотря на стратегию команды McLaren, время выезда машины безопасности или все усилия Ландо Норриса и Оскара Пиастри, ничто не смогло помешать Ферстаппену уверенно прийти к своей второй победе в сезоне.
Его предыдущая победа в этом году – на Гран-при Японии в начале апреля – была одержана скорее вопреки поведению машины, но успех в Имоле стал ярким примером идеальной гармонии пилота и техники. Этого оказалось почти достаточно, чтобы 22-очковое отставание Ферстаппена от Пиастри в личном зачете чемпионата (разрыв, который только увеличивался между его победами в Японии и Имоле) перестало казаться критическим.
Однако, как гласит поговорка, одна ласточка весны не делает, даже под жарким итальянским солнцем. И хотя выступление Ферстаппена было впечатляющим, остаются серьезные вопросы о том, насколько повторяемым будет этот результат на других трассах в течение оставшейся части сезона.
Ферстаппен: непобедим в Имоле
Победа Ферстаппена была предопределена его великолепным обгоном Оскара Пиастри в первом повороте гонки. Пиастри, похоже, сосредоточился на борьбе с Джорджем Расселлом из Mercedes, который ехал прямо за ним, и относительно рано затормозил на входе в Тамбурелло, оставив снаружи место, достаточное для болида Red Bull. Ферстаппен, конечно же, мгновенно воспользовался этой возможностью.
«Я думал, что полностью контролирую ситуацию, так что это был отличный ход Макса», — признал Пиастри. «Да, я учту это на будущее. В тот момент я не слишком беспокоился о том, что не лидирую, но затем наш темп оказался не таким высоким, как я ожидал, что усугубило последствия первого поворота».
Как отметил Пиастри, этот маневр оказался решающим для исхода гонки, а его важность подчеркивалась уровнем смелости, мастерства и точности, которые потребовались для его выполнения.
«Оскар оставил минимальный просвет, и Макс просто ринулся туда», — сказал руководитель команды Red Bull Кристиан Хорнер после финиша. «Это был выбор между победой и аварией. И он снова показал себя невероятно хорошо в такой ситуации, мгновенно видя возможность и действуя абсолютно решительно».
С этого момента Ферстаппен уверенно контролировал гонку.
Как это часто бывает в этом сезоне, лидирующая машина получает преимущество чистого воздуха, позволяющего лучше управлять шинами, в то время как преследующий болид неизбежно сильнее изнашивает резину, находясь в турбулентном потоке соперника. Следуя за Ферстаппеном, износ передней правой шины Пиастри стал заметен уже после 10 кругов, а гранулирование резины начало ограничивать его способность поддерживать темп Red Bull.
Перед гонкой стратегия с одним пит-стопом казалась оптимальным путем к победе, особенно для лидера после первого круга, но стратегия с двумя остановками также рассматривалась как вполне возможный вариант.
«Думаю, План А на данный момент слишком амбициозен», — передал Пиастри по командному радио, говоря о своих шансах успешно завершить гонку с одной остановкой.
Пит-уолл McLaren согласился и вызвал болид №81 на пит-стоп в конце 13-го круга. Это было решение, от которого гонка Пиастри так и не оправилась, но которое команда McLaren тем не менее защищала вечером в воскресенье.
«Я думаю, в тот момент шины Оскара сильно изнашивались, и он сам об этом сообщал», — сказал руководитель команды Андреа Стелла. «Перед стартом было неясно, будет ли это стратегия с одной или двумя остановками. Если с двумя, то 13-й круг был правильным моментом для первой остановки».
«И если бы жесткие шины работали чуть лучше, стратегия с двумя остановками была бы очень сильной, даже несмотря на необходимость обгонять другие машины. Но когда он перешел на жесткие шины, он на самом деле не был намного быстрее Ландо и Макса, которые оставались на использованных средних».
«Думаю, жесткие шины оказались немного менее конкурентоспособными, чем мы ожидали, но нам нужно было изменить тактику и создать условия, чтобы победить Макса сегодня. Так что, полагаю, это можно оценить только ретроспективно, но если и отклоняться от основной стратегии, то это был подходящий момент для перехода на две остановки».
«Так что никаких сожалений. В конечном итоге, для команды результат тот же, а для Оскара это мог быть путь к победе, и иногда, когда идешь на риск, могут быть и негативные последствия».
Виртуальная машина безопасности (VSC) на 29-м круге, вызванная для эвакуации остановившейся машины Haas Эстебана Окона, предоставила возможность всему пелотону провести пит-стоп незадолго до середины дистанции. К сожалению для McLaren, Норрис совершил свою единственную остановку на круг раньше VSC и поэтому не получил выгоды от такой же быстрой остановки, которую Ферстаппен совершил кругом позже. В результате между ними образовался 20-секундный разрыв после того, как оба провели пит-стопы и гонка возобновилась.
VSC также подтолкнула Пиастри провести свой второй пит-стоп раньше запланированного, на 30-м круге. Это означало, что он завершил свою стратегию с двумя остановками, не получив преимущества в виде более свежих шин по сравнению с теми, кто остановился один раз, и израсходовал все свои пригодные для гонки комплекты.
Пиастри начал гонку, имея в запасе только один комплект шин Medium и два комплекта Hard, в то время как три комплекта использованных Soft с квалификации были малопригодны для гоночных условий. Это могло бы не стать проблемой, если бы гонка закончилась без происшествий, но когда на 46-м круге выехала машина безопасности, у него больше не осталось свежих шин Medium или Hard для замены, и поэтому ему пришлось остаться на трассе, в то время как Ферстаппен и Норрис заехали в боксы за последними оставшимися комплектами Hard.
Пиастри поднялся на второе место благодаря пит-стопу напарника под машиной безопасности, но с шинами, которые были на 17 кругов старее к моменту рестарта, он не смог удержать Норриса позади. Пока две машины McLaren боролись за оставшиеся места на подиуме, Ферстаппен уверенно уходил в отрыв к победе.
Ход гонки явно сложился не в пользу McLaren, но впервые в этом году стало совершенно ясно, что у Red Bull оказалась более быстрая машина на данной трассе.
«Я думаю, сегодня мы пытались реализовать различные сценарии, чтобы победить Макса, но ни на одном этапе, на мой взгляд, у нас не было достаточного гоночного темпа», — сказал Стелла. «Даже после финальной машины безопасности Ландо смог обогнать Оскара и попытаться атаковать по максимуму, но Макс в значительной степени отвечал на темп Ландо».
Вернулся ли Ферстаппен в борьбу за титул?
Скоростные повороты, которые придают трассе в Имоле ее классический вид, несомненно, сыграли на руку Red Bull по сравнению с McLaren. В отличие от медленных, неуклюжих секций трассы в Майами, которые так хорошо подошли McLaren две недели назад, Имола обещала более сбалансированную битву между двумя быстрейшими машинами в пелотоне.
«После гонки в Майами, где наш темп был очень сильным, мы знали, что из-за конфигурации трассы и немного других условий эта гонка будет более сбалансированной с точки зрения гоночного темпа», — сказал Стелла. «Но должен признать, сегодня нас все еще немного удивил темп Red Bull, который оказался очень конкурентоспособным».
«Отличная работа Макса, отличная работа Red Bull за то, что они смогли продемонстрировать такое выступление, которое по сути решило исход гонки благодаря обгону между Оскаром и Максом в первом повороте. После этого мы пытались преследовать его, но по факту у нас не хватило гоночного темпа сегодня, чтобы победить Макса, вышедшего в лидеры после первого круга».
Хорнер добавил:
«Эта победа две недели назад [в Майами] казалась немыслимой. Я считаю, что это важная победа для команды на данном этапе чемпионата. Чувствуется, что мы набираем небольшой импульс за кулисами. Завод, все, кто работает над машиной, трудятся невероятно усердно. Это своевременная победа с точки зрения чемпионата; она сохраняет давление на соперников и позволяет нам оставаться в борьбе».
Red Bull привезла обновления днища машины еще в Майами и дополнила их дальнейшими доработками в Имоле. Во время двух пятничных тренировок машина оставалась сложной в управлении, но изменения в настройках перед последней тренировкой в субботу наконец-то позволили раскрыть потенциал темпа, который был недоступен ранее в этом году.
«Нам еще предстоит много работы, но я считаю, что это был очень позитивный уик-энд для нас», — сказал Ферстаппен. «Конечно, мы привезли обновления, и, думаю, они сработали. В пятницу было все еще очень сложно, но затем, я думаю, мы нашли лучшую настройку на субботу, и я просто надеюсь, что мы сможем использовать это немного чаще, потому что это определенно вывело машину в лучшее рабочее окно».
Найдя баланс, который помог уменьшить скольжение машины, Ферстаппен смог лучше беречь шины, что, в свою очередь, обеспечило более эффективное управление их деградацией и более высокий темп на дистанции гонки.
Вопрос теперь в том, перенесется ли прогресс, достигнутый в Имоле, на другие трассы. Определение того, насколько выступление Ферстаппена зависело от специфики трассы, а насколько было связано с реальным улучшением машины, станет ключевым моментом анализа данных для Red Bull и McLaren после воскресной гонки. К счастью, гонка в следующие выходные по медленным поворотам знаменитой уличной трассы в Монако может дать более ясный ответ.
«Я действительно думаю, что эта трасса имеет довольно много скоростных поворотов, что, по-моему, нравится нашей машине», — добавил Ферстаппен. «Я также думаю, что мы сделали шаг вперед в настройке машины, что помогает, но Монако, конечно, совсем другая трасса. Так что посмотрим, как мы там выступим. В прошлом году нам было очень тяжело. Не ожидаю, что на этот раз будет намного легче, потому что там много медленных поворотов, но посмотрим».
«В конце концов, это всего лишь одна гонка в календаре, где ты стараешься сделать все возможное. Даже после нее остается много гонок, но, конечно, вы четко видите, что как только мы попадаем на скоростные трассы и повороты, мы становимся более конкурентоспособными».
Для McLaren реакция на воскресное поражение будет скорее аналитической, чем импульсивной. Если не считать аномальную, выдающуюся победу Ферстаппена в Японии, первые шесть гонок показали MCL39 как одну из сильнейших машин в пелотоне, и, скорее всего, так будет и на многих оставшихся трассах. Тем не менее, лидеры чемпионата прекрасно осознают, что их ближайший соперник, возможно, сделал значительный шаг вперед.
«Нам придется изучить данные, нам придется посмотреть на поведение шин и их температурный режим, но я думаю, что то, что произошло сегодня, — это сочетание факторов», — сказал Стелла. «Red Bull, я думаю, они улучшились; они дорабатывали свою машину в течение последних нескольких гонок, и, думаю, они сделали шаг вперед».
«А затем, если посмотреть на скорость прохождения поворотов и сравнить со скоростью в Майами, машина здесь работает в совершенно другой части аэродинамических карт, и я думаю, мы знаем, что наша машина сильна на трассах типа Майами, Бахрейна или Китая, но когда дело доходит до скоростных поворотов, как здесь, в Имоле, я не думаю, что мы имеем какое-либо особое преимущество».
«Так что конфигурация трассы и прогресс Red Bull – я думаю, это два фактора, которые привели к тому, что сегодня у нас не было большого преимущества».