С ШИРОКО РАСПАХНУТЫМИ ГЛАЗАМИ, ОДЕРЖИМЫЙ, ТОРЖЕСТВУЮЩИЙ. Фернандо Алонсо взобрался на переднюю часть своего сине-желтого болида Renault. Яростно вскидывая кулаки в небо, он издал пронзительный крик, за которым последовали слова: «Давай! Давай!»
Этот жест создал культовый образ в знаковый момент для Формулы 1: двадцать лет назад, 25 сентября 2005 года, Алонсо стал королем мира. За две гонки до конца сезона 24-летний пилот из Овьедо, Испания, разрушил привычный статус-кво спорта. В его дуэли с Кими Райкконеном из McLaren отсутствовало одно знакомое имя: Михаэль Шумахер, чья серия из пяти подряд чемпионских титулов среди пилотов — и шести подряд кубков конструкторов для Ferrari — внезапно подошла к концу, не оставив и следа от былого величия. Третьего места в Интерлагосе Алонсо хватило для завоевания титула.
Двадцать лет спустя он настаивает, что помнит именно тот крик — не трофей, не вечеринки той ночью в Сан-Паулу или потом в Европе.
«Это был невероятный момент и эмоция, — рассказал Алонсо. — Изнутри это было просто облегчение. Груз сошел с плеч после такого давления в месяцы перед Бразилией, потому что чемпионство приближалось, но ты никогда не уверен на 100%, пока это не произойдет. Так что, когда это случилось, это были, возможно, 20 лет моей жизни, сконцентрированные в те 10 секунд празднования».
Тот факт, что Алонсо до сих пор участвует в гонках, многое говорит о нем. Это был трудный путь, который привел его к той ранней вершине. Невероятный крик родился из невероятного путешествия.
Испания всегда была страной, увлеченной гонками, но традиционно двухколесными, а не четырехколесными. С юных лет люди, наблюдавшие за его гонками, видели, что он колоссально талантлив, но путь из Испании в Формулу 1 был неизведанным. Его победа в Венгрии в августе 2003 года стала первой победой испанца на Гран-при F1 с момента основания чемпионата мира в 1950 году. До него было несколько весьма забываемых испанских пилотов, которые вместе набрали лишь несколько очков.
Теперь Алонсо стоял на вершине горы. Пионерский характер его восхождения на вершину сделал этот момент особенно особенным.
- Эдмондсон: Подиум в Баку расставил все точки над i в сезоне Сайнса за Williams
- Саундерс: Победа Ферстаппена в Баку заставляет McLaren слышать тему «Челюстей»
- Гюнтер Штайнер, владелец команды: Почему MotoGP — следующий шаг бывшего босса Haas
«Я действительно помню последние несколько кругов… все, о чем я думал, — сказал он. — В моем сознании были все мои картинговые дни, моя карьера в формульных сериях. Все трудности и вызовы, которые привели меня в F1. А потом и сезон 2005 года в целом. Я вспоминал свою семью и своих бабушек и дедушек. Все вещи из моей ранней автоспортивной карьеры были сконцентрированы в тот момент радости».
Дискуссия вокруг Алонсо и вопроса о его наследии весьма увлекательна. По-прежнему считающийся самым разносторонним пилотом современной эпохи, для многих он все еще остается нереализованным талантом.
Возможно, вполне уместно, учитывая его долголетие в спорте, что остаток 2005 года — и его чемпионство 2006 года, выигранное в прямой борьбе с Шумахером и снова завоеванное в Интерлагосе, — стерлись из его памяти.
«Я почти ничего не помню из тех вечеров и ночей, что грустно», — сказал он в подкасте High Performance ранее в этом году, когда подробно размышлял об упущенных титулах с McLaren в 2007 году и с Ferrari в 2010 и 2012 годах. «Когда я оглянусь на свою карьеру, я увижу много хороших вещей, хороших дружеских отношений, невероятных переживаний, но если бы у меня была возможность прожить свою жизнь еще раз, возможно, я бы не менял свои команды, свой выбор, эти титулы с Ferrari, что угодно, я бы изменил, чтобы прожить немного больше все те моменты… О чем я больше всего жалею, так это о том, что не наслаждался своим временем».
«Время» — ключевое слово, когда речь идет об Алонсо. Сейчас ему 44 года, и он будет гоняться до своего 45-летия в 2026 году в Aston Martin. Великий человек прошлого и настоящего взял на себя обязательства в рамках крупного финансового проекта владельца Лоуренса Стролла, потому что верит, что это команда будущего.
Как долго он сможет продолжать — это открытый вопрос, на который даже у него нет ответа.
Наследие Алонсо: Влияние на новое поколение
ПОБЕДА АЛОНСО оказала преобразующее влияние на его родине, вдохновив целое поколение пилотов. Один из молодых испанцев, увлеченный его достижениями, до сих пор делит с ним стартовую решетку. Карлосу Сайнсу, который сегодня выступает за Williams, возможно, не нужна была автоспортивная ролевая модель; его отец, тезка, был одним из немногих испанцев, добившихся успеха на четырех колесах, дважды став чемпионом мира по ралли в 1990-х годах. Но появление Алонсо оказало мощное влияние на подростка Сайнса, чего не смог бы сделать даже его отец.
«Именно в тот момент я влюблялся в спорт, в Формулу 1, — рассказал Сайнс. — Фернандо был главным виновником моей влюбленности в спорт, потому что я стал его большим поклонником. Я помню, как каждый день просыпался и шел к отцу, чтобы включить Формулу 1, посмотреть все свободные заезды, все квалификации, все гонки».
«Тот первый чемпионат мира в Испании был огромным не только для меня, но и для многих других испанских пилотов. В то время все картинговые чемпионаты перешли от 20-30 участников к 60-70, потому что мы все хотели быть как Фернандо Алонсо».
Десять лет спустя Сайнс получил возможность воплотить эту мечту в реальность.
«Вероятно, момент, которым я горжусь больше всего, — это Испания 2015 года, мой первый домашний Гран-при, где я делил стартовую решетку с ним. Я помню, как квалифицировался на пятом месте на том Toro Rosso в том году, немного из ниоткуда. А я был именно на этом месте 10 годами ранее, когда впервые посетил Гран-при. И я поехал на ту гонку просто с желанием встретиться с Фернандо и увидеть его вживую».
«Я подумал: «Я добился этого», и все это благодаря такому кумиру, как он, и тому, что я равнялся на него и хотел быть похожим на него. Да, это был великий момент».
В мгновение ока Формула 1 стала не только популярной в Испании, но и тем, чем все хотели заниматься. Долголетний менеджер Алонсо, а затем менеджер Renault, Флавио Бриаторе, помнит, насколько все было по-другому.
«Фернандо был всем там, — сказал Бриаторе. — В Испании [до него] никогда не было крупного пилота Формулы 1. Когда мы взяли его, Формулу 1 не транслировали. Были только мотоциклы. Он все изменил».
Бриаторе, сыгравший ключевую роль в начале карьеры Шумахера, курировавший его первые два титула в Benetton, сразу же убедился в таланте Алонсо. Бриаторе сильно рискнул, подписав с Алонсо долгосрочный контракт на управление, а затем отправив его в маленькую команду Minardi в 2001 году. Алонсо сумел проявить свой талант даже в команде, занимающей последние места.
«Как только мы посадили его туда, Minardi стала потрясающей», — сказал Бриаторе. Год на скамейке запасных в качестве тест-пилота Renault последовал, прежде чем он получил место в гонке в 2003 году, хотя и за счет другой восходящей звезды.
«После этого у нас был контракт с Дженсоном Баттоном. Я не стал продлевать контракт с Дженсоном, я посадил Фернандо в машину, и вся британская пресса была очень зла. Я сказал прессе: «Вы знаете, расслабьтесь, время покажет, прав я или нет». Вы все кричите то и это, и я был прав. Я был прав».
Бриаторе быстро получил подтверждение своей правоты. Алонсо одержал свою первую победу в гонке в том году, хотя 2004 год прошел без побед. Но когда изменение правил изменило расстановку сил и поставило Renault в прямую борьбу с быстрой, но ненадежной McLaren, Алонсо вышел на первое место. Знаменитый, передающий эстафету момент произошел в Имоле в том году в битве с некогда доминирующим Ferrari Шумахера, когда Алонсо преследовал красный болид до самого финиша перед итальянским флагом.
«Это, очевидно, самая [привлекающая внимание] из моих побед в 2005 году, — сказал Алонсо. — Забавно, но я до сих пор довольно хорошо помню такие дни, как Имола».
«В субботу я сидел с Флавио. Мы должны были принять решение: менять двигатель и потерять 10 позиций [на стартовой решетке] или оставить тот же двигатель. Но он был поврежден при окончательной проверке, один цилиндр, поэтому велись дебаты о том, что делать с этим двигателем. Если немного снизить его мощность, только на этом цилиндре, иметь богатую смесь или что-то еще с топливом, то было много технических деталей в разговоре. Но в итоге я был там, и Флавио решил участвовать в гонке с этим двигателем и рискнуть. Очевидно, мы пытались управлять двигателем и мощностью, а также этими смешанными изменениями, которые мы могли сделать за счет мощности».
«Но когда у нас был небольшой запас в гонке, мы уменьшили мощность двигателя. В итоге мощность была снижена на последнюю половину гонки, и Михаэль оказывал сильное давление. К счастью, это была Имола, и обгон был сложным».
Поскольку McLaren регулярно не финишировала, Алонсо и Renault в тот день в Интерлагосе довольно уверенно завоевали чемпионство. Решение Бриаторе сделать ставку на Алонсо вместо Баттона было более чем оправдано.
Нынешний руководитель команды Haas, Аяо Комацу, имел опыт работы с ними обоими: сначала в British American Racing (куда Баттон перешел в 2003 году), а затем в Renault в 2006 году, в обоих случаях в качестве инженера по шинам в тестовой команде.
«[Фернандо] был просто на другом уровне, совершенно на другом уровне, зная, что если вы дадите ему эту шину и скажете: «Хорошо, нам нужно, чтобы вы проехали, скажем, 18-круговой отрезок, но я хочу, чтобы последние три круга я мог ехать в таком темпе», … он полностью использовал бы шину к концу круга [точно тогда, когда нужно]. Дженсон этого не мог. Он действительно не мог».
«Я думал, что это предел, даже если это пилот Формулы 1. Но Фернандо, я не знаю, как он это делает, он знает, сколько осталось на шинах. Так что он будет ехать на определенном уровне, а затем последние три круга он просто едет бах, бах, бах, бах, а затем точно в конце сектора шина умирает».
«Так что это был совершенно другой уровень. Я подумал: «Вау, это чемпион мира». Так что это было для меня огромным открытием».
Неудовлетворенный талант: Достижения вне F1 и взгляд в будущее
ТРУДНО ПРЕДСТАВИТЬ СЕЙЧАС, что чемпионство, которое Алонсо завоевал 20 лет назад в Бразилии, до сих пор составляет половину его карьерных титулов. Алонсо не выигрывал чемпионатов с 2006 года и не выигрывал Гран-при с 2013 года — ошеломляющая статистика для пилота, считающегося одним из самых разносторонних в современной эпохе. Пилот, надеющийся повторить его дебютный триумф в этом сезоне, лидер чемпионата Оскар Пиастри, лучше всего подвел итог.
«Я очень уважаю Фернандо. Я не думаю, что его результаты или статистика даже близко не отражают историю его таланта, — сказал пилот McLaren ранее в этом году. — Он определенно гонщик, чьи статистические данные не рассказывают всей истории его карьеры, и я думаю, что он определенно один из лучших гонщиков, которых видел спорт».
Как и в случае с Комацу, те, кто работал с ним, отмечают особое качество способностей испанца к гоночному болиду. Нынешний босс Пиастри, Андреа Стелла, еще один человек, долгое время связанный с Алонсо, будучи его гоночным инженером во время двух мучительных упущений чемпионства с Ferrari в 2010 и 2012 годах. До этого Стелла также работал бок о бок с Шумахером в Ferrari, что дало ему уникальное представление о двух великих современниках.
«Если взять круг качеств, где Фернандо очень силен [во всем], но потенциально не лучший ни в одном из них, то я думаю, что Михаэль был потенциально лучшим в некоторых из них, но в некоторых других он был слабее Фернандо, — сказал Стелла BBC Sport в 2018 году. — Так что Михаэль был бы скорее звездой, тогда как Фернандо — скорее идеальным кругом».
Именно поэтому ярлык «разностороннего» так крепко приклеился к Алонсо. Этот ярлык был подкреплен в прошлом десятилетии, когда, сломленный полным отсутствием конкурентоспособности McLaren Honda, он предпринял уникальное побочное занятие: попытку выиграть «Тройную корону». Для этого ему нужно было добавить победы в Индианаполисе 500 и 24 часах Ле-Мана к победам на Гран-при Монако, которые он одержал в 2006 и 2007 годах.
Он мог бы выиграть Инди-500 в 2017 году, когда лидировал на протяжении 50 кругов, если бы не отказ двигателя в последней трети гонки. С Toyota он продолжил покорять Ле-Ман, сначала в 2018 году, а затем снова в 2019 году. Это был тот вид успеха, которого ему не хватало в Формуле 1. В 2020 году он принял участие в печально известном изнурительном двухнедельном ралли «Дакар» протяженностью почти 5000 миль и занял 13-е место.
Отсутствие успехов Алонсо в F1 после его титулов с Renault объясняется несколькими причинами: невезением, неудачным выбором карьеры или просто плохой техникой. Его внеклассные занятия стали для него способом напомнить гоночному миру о том, на что он был способен. Первое появление Алонсо в Инди-500 было хорошим примером: оно состоялось в относительно короткие сроки, и он сразу же был конкурентоспособен.
«Это была безумная идея, которую мы с Заком [Брауном] тогда придумали, — вспоминал Алонсо. — И у нас почти не было времени на тренировки. Ле-Ман так же, в некотором смысле. Это был новый мир, новая машина. С этими вещами, когда радости в F1, возможно, не было, она мне была нужна. Я знал это как-то глубоко внутри, всегда, но было хорошо, что все поняли, что я могу управлять любой машиной на высшем уровне за короткий промежуток времени».
Когда ему затем предложили, что, возможно, это помогло оправдать его собственный талант в трудные годы, Алонсо рассмеялся: «Моя самоуверенность чрезвычайно высока, так что у меня не было такой проблемы! Возможно, иногда у меня ее немного слишком много. Я не знаю, есть ли это у других спортсменов, но в моем случае у меня никогда не было никаких сомнений в том, что я могу сделать».
Четырехкратный чемпион мира Макс Ферстаппен, который недавно dabbled в гонках на выносливость, когда не водил машины F1, является еще одним большим поклонником Алонсо.
«Я очень восхищаюсь им, как человеком, как гонщиком, — сказал Ферстаппен во время уик-энда Гран-при Азербайджана. — В его возрасте все еще быть настолько мотивированным выступать в Формуле 1, но в то же время, когда он делал другие вещи, участвовал в гонках на выносливость, участвовал в Дакаре, это довольно безумно. Это показывает, что он просто страстно любит гонки. Неважно, это машина Формулы 1 или нет».
Ферстаппен недавно одержал ряд успехов, которых многие ожидали от Алонсо в годы после 2005 и 2006 годов.
«Да, он давно не выигрывал, но есть много людей, которые никогда не выигрывали гонок в Формуле 1, которые, возможно, могли бы или должны были выиграть, — продолжил Ферстаппен. — Это часть Формулы 1, к сожалению, не всегда получаешь правильные возможности. В те годы, когда он выигрывал титулы, можно было увидеть его настоящий талант. Это не означает, что темп исчез или что он больше не быстр, просто машина ему не позволяет. Все равно приятно иметь его рядом, и я очень уважаю то, что он делает».
Вечный голод к победам
НЕЯСНО, добавит ли Алонсо к своим 22 поул-позициям, 32 победам в гонках или двум чемпионским титулам, прежде чем он повесит свои гоночные перчатки. В спорте его удерживает неутолимое желание побеждать, которое всегда горело в нем.
«Иногда в новостях пишут, что Фернандо было трудно управлять, но это полная чушь, на самом деле, — сказал Бриаторе. — Я совершенно расстраиваюсь, когда слышу это. Фернандо всегда товарищ по команде. Он всегда заставляет всех работать вместе. Демонстрация этому сейчас в Aston Martin. Машина неконкурентоспособна, но он всегда там, давит. Все знают, что им нужно».
«Он как ротвейлер. Он всегда там. Вы идете в одно место, и ротвейлер постоянно вас кусает. Это Фернандо. Так он хочет побеждать».
Алонсо вернулся в Формулу 1 после двухлетнего перерыва с броским слоганом «El Plan» в 2021 году, миссия — завоевать еще одно чемпионство. В 2023 году он перешел из Alpine в амбициозный, много тратящий проект Stroll`s Aston Martin, и недавнее появление легенды дизайна Адриана Ньюи и грядущее изменение правил F1 заставляет всех мечтать о борьбе за чемпионство.
«Это очень возможно, конечно, — сказал Алонсо о перспективах победы в 2026 году. — У нас есть нужные люди и нужные возможности. Все инструменты на месте, так что это зависит только от нас. В то же время я понимаю, что Формуле 1 нужно некоторое время, чтобы все склеить воедино».
Как сказал Бриаторе, когда подписывал Алонсо в Renault в 2003 году, время покажет. Те, кто его знает, говорят, что его талант не уменьшился, даже в середине его 40 лет. Возможно, это мера Алонсо, что если он больше никогда не добьется успеха в F1, он, кажется, доволен наследием, которое он оставит после себя.
На вопрос, каким он видит свое наследие, Алонсо на мгновение задумался. «Я не знаю. Это хороший вопрос, — сказал он. — Я думаю, люди в паддоке, вероятно, запомнят, что я был всесторонним гонщиком. Я мог управлять разными машинами с разной конкурентоспособностью, всегда на максимуме. В разных категориях, а также в разных сериях автоспорта и стараться быть конкурентоспособным во всех из них. Так что этого, вероятно, достаточно для меня, и это уже очень хороший комплимент».
«Но для внешнего мира, я думаю, меня забудут очень быстро. Как и всех остальных. В паддоке нет никого, даже Льюиса [Хэмилтона] с семью чемпионствами, кто через четыре или пять лет [без гонок] не исчез бы с радаров, люди просто сосредоточатся на новом поколении. Это происходит всегда».
Кажется, в Алонсо есть покой, даже если его карьерные статистические данные по сравнению с другими великими гонщиками современной эпохи кажутся неправильными. Его часто называют самым невезучим пилотом этого поколения, хотя он относится к этому вопросу философски.
«Удача, неудача… Я думаю, это было 50 на 50, честно говоря, — сказал Алонсо. — Дело в том, что когда ты проезжаешь более 400 гонок, есть много гонок с удачей и много гонок с неудачей. Но я думаю, что все компенсировалось, и даже когда я поехал в Ле-Ман, второй Ле-Ман, мы отставали от лидера на две минуты за час до конца, а затем у них был прокол, затем у них было колесо, которое было неправильно установлено, затем у них был двойной пит-стоп… затем я выиграл второй Ле-Ман. Это была большая удача на нашей стороне. Все компенсировалось».
Но, заканчивая этот ответ, Алонсо сказал это лучше, чем кто-либо другой, то, что он и многие другие фанаты Формулы 1 надеются, что ему когда-нибудь представится шанс исправить.
«Но [то, что прошло] более 20 лет [с моего чемпионства] и, возможно, более 10 лет с тех пор, как я выиграл свой последний Гран-при F1… мне это кажется неправильным».