Когда Оливер Берман взял паузу, чтобы собраться с мыслями в зоне для прессы, наблюдая, как его отец и девушка обнимаются, празднуя его четвертое место на Гран-при Мексики, было очевидно, что британец едва сдерживает слезы. 20-летний новичок команды Haas, проводящий первый год своего двухлетнего контракта с американской конюшней, только что повторил её лучший результат за девять лет участия в Формуле-1.
«Это нечто особенное», — сказал Берман нидерландскому телеканалу ViaPlay. «Не стоило показывать мне её! Теперь я растроган».
В какой-то момент Берман даже мог претендовать на сказочный подиум благодаря драматическому повороту событий в начале гонки. Если фанаты Формулы-1 хотели увидеть становление новой звезды, они получили это на шестом круге захватывающей и хаотичной гонки на Автодроме имени братьев Родригес.
Когда Льюис Хэмилтон — человек, которого Берман, выпускник академии Ferrari, возможно, однажды заменит в итальянской команде, — проехал прямо в четвертом повороте, Макс Ферстаппен также ошибся с точкой торможения и немного заехал глубоко в вираж. Этот маневр, в свою очередь, скомпрометировал выход из пятого поворота его друга Кими Антонелли из Mercedes. Берман, который внимательно следил за Ferrari, Red Bull и Mercedes, идущими впереди на шестом месте, не нуждался во втором приглашении. Он резко нырнул внутрь.
Внезапно он оказался колесо в колесо с Максом Ферстаппеном, человеком, которого Берман ранее называл, вероятно, лучшим гонщиком Формулы-1 всех времен, четырехкратным чемпионом мира и одним из претендентов на титул в этом году.
«Честно говоря, я тогда здорово напугался, когда ехал бок о бок с Максом», — позже пошутил Берман.
Затем последовала самая невероятная дуэль — Haas Бермана против Red Bull Ферстаппена, и именно первый вышел победителем, удержав позицию, несмотря на невероятный занос на скоростных S-образных поворотах. Берман поднялся на четвертое место, которое вскоре превратилось в третье, когда Хэмилтон отбыл свой штраф за выезд за пределы трассы. Лишь альтернативная стратегия Ферстаппена лишила Haas их долгожданного момента на подиуме.
Но это нисколько не умаляет заслуг Бермана. Как и в случае с другими новичками этого года, он никогда не выглядел чужим среди лидеров. Конечно, были взлеты и падения, что ожидаемо от дебютанта, но моменты триумфа были невероятно яркими.
«Это действительно круто — выступать на достаточно высоком уровне с людьми, за которыми я следил с тех пор, как начал смотреть Формулу-1», — добавил он. «Они были у меня в зеркалах во время гонки, это, вероятно, было самое большое давление, которое я испытывал до сих пор… Это здорово, и я не ожидал, что буду бороться с этими топовыми болидами в этом году или на этой стадии моей карьеры, но это дает мне прекрасные ощущения на будущее, и, надеюсь, это станет нормой, а не разовым событием».
Никто, кто наблюдал за этим сезоном, не усомнится в этом последнем утверждении. Хотя у всех них были свои взлеты и падения, Берман, Антонелли, Исаак Хаджар из Racing Bulls и Габриэль Бортолето из Sauber превзошли все ожидания, возлагаемые на новичков.
Как всегда, Ferrari внимательно следила за прогрессом Бермана. Он ярко дебютировал в Формуле-1 за команду на прошлогоднем Гран-при Саудовской Аравии, заменив Карлоса Сайнса, когда испанский гонщик перенес аппендицит. И он, похоже, представляет будущее гоночной команды в то, что, по общему признанию, является весьма неопределенным временем для Scuderia. Руководитель команды Фредерик Вассёр был впечатлен увиденным.
«В какой-то момент я даже думал о подиуме для него», — сказал Вассёр. «Он выступил очень хорошо, но если посмотреть с начала сезона, он вообще выступает неплохо. Довольно часто у него возникали небольшие проблемы по ходу уик-энда, либо в квалификации, либо в гонке. А в этот уик-энд он собрал все воедино. Он не допустил ни единой ошибки, и это приносит свои плоды».
Выступление Бермана стало напоминанием об одной очевидной причине для оптимизма у тифози в то, что стало особенно разочаровывающим годом. После того, как в прошлом году Ferrari всего лишь один обгон отделял от победы над McLaren в Кубке конструкторов, а в этом сезоне в команду пришел статистически величайший гонщик всех времен Льюис Хэмилтон, 2025 год должен был стать долгожданным пробуждением самой известной гоночной команды в паддоке. Ажиотаж перед началом года был на пике.
Вместо этого хронический неудачник Формулы-1 снова отличился, подарив совершенно удручающий год — команда стоит на пороге своего третьего безвыигрышного сезона в Формуле-1 за десять лет и первого с 2021 года. Трещины, возникшие в результате этого, очевидны.
В прошлом месяце председатель Ferrari Джон Элканн посчитал необходимым публично выразить поддержку Фредерику Вассёру, находящемуся под огнем критики и являющемуся ключевым архитектором сделки с Хэмилтоном, заявив, что он «полностью уверен» в способностях француза. Новый контракт, который Вассёр получил в июле, мало что сделал для того, чтобы утихомирить слухи вокруг его должности; свежие разговоры, связывающие Ferrari с бывшим боссом Red Bull Кристианом Хорнером — которые, по информации источников, близки к истине — не утихают, что говорит о реальном давлении, под которым находится гоночная команда, чтобы наконец соответствовать прецеденту династического успеха, достигнутого Михаэлем Шумахером, Жаном Тодтом, Россом Брауном и Scuderia конца 1990-х — начала 2000-х годов.

Неопределенность распространилась и за пределы Вассёра.
В то время как Хэмилтону всегда было трудно соответствовать ожиданиям, которые принесла его репутация и, по сообщениям, 70-миллионный контракт, растущие слухи о будущем Шарля Леклера стало трудно игнорировать. С момента Гран-при Азербайджана в Баку итальянские СМИ — иногда очень хорошо информированные, иногда склонные к дикой гиперболизации, а иногда и к тревожной смеси того и другого — спекулируют на тему того, что Леклер и его агент Николя Тодт всерьез рассматривают будущее в другом месте после 2026 года, когда истекает его контракт. Большая часть этого решения будет зависеть от конкурентоспособности Ferrari в условиях нового регламента, вступающего в силу в следующем году.
Леклер, считающийся лучшим квалификационным гонщиком Формулы-1 и человеком, которому так и не предоставили гоночный болид, необходимый для реализации его потенциала чемпиона мира, найдет множество претендентов, если решит, что ему нужен спасательный круг за пределами Маранелло. Это стало бы разрушительным ударом для команды. Ничто не могло бы лучше отразить долгосрочную некомпетентность Ferrari в Формуле-1, чем решение Леклера — «Мистера Феррари», человека по прозвищу «Il Predestinato» («Предначертанный»), парня из Монако, который всегда мечтал гоняться за «Гарцующего Жеребца», — покинуть команду, чтобы реализовать свои чемпионские амбиции.
Что касается Хэмилтона, несколько высокопоставленных фигур в паддоке сообщили, что семикратному чемпиону мира не будет предложен новый контракт по истечении его нынешнего в конце 2026 года, учитывая его выступления. Это кажется преждевременным прогнозом, но очевидно, что в этом году что-то не сработало между британским гонщиком и итальянской командой, даже если его абсолютный темп по сравнению с Леклером был не таким уж плохим, как утверждали некоторые скептики.
Хэмилтон всегда говорил, что присоединяется к команде, чтобы быть конкурентоспособным в 2026 году, а не в 2025-м, но характер этого сезона сделал этот момент еще более акцентированным. Ожидания с обеих сторон будут высоки в следующем сезоне — Хэмилтон будет ждать лучшего болида и, вероятно, более слаженной работы команды за кулисами; Ferrari будет ждать от гонщика, который лучше соответствует звездному статусу Хэмилтона. Эти два аспекта вполне могут идти рука об руку.
Что бы ни произошло в 2026 году, как с болидом Ferrari, так и с гонщиками за его рулем, Гран-при Мексики стало напоминанием о том, что система подготовки молодых пилотов находится в очень хорошем состоянии. Выступая перед домашней гонкой Ferrari в Монце в сентябре, Берман ответил на вопрос о сроках такого перехода.
«Конечно, это моя цель в жизни», — сказал он тогда. «Я почувствовал вкус этого, когда меня вызвали в прошлом году, и это действительно моя мотивация в жизни — однажды, надеюсь, быть способным на это. Но между этим много шагов, и сейчас моя карьера связана с Haas. Мне нужно доказать, что я способен, прежде всего, выступать за топ-команду, показывая здесь более стабильные результаты».
Выступление Бермана, занявшего четвертое место в Мехико, очень похоже на выступление гонщика, который очень способен и комфортно чувствует себя в лидирующей группе.
Год новичков
Было бы несправедливо писать статью о выступлении Бермана в дебютном сезоне, не осветив других молодых гонщиков пелотона.
Присуждение награды «Новичок года» в конце сезона будет непростой задачей, и четыре гонщика имеют на неё отличные шансы. Выступление Бермана в Мексике было замечательным, учитывая скромные размеры команды Haas по сравнению с её соперниками, и произошло в то время, когда он явно улучшается с каждой неделей.
Подиум Хаджара в Зандворте был впечатляющим, как и его преображение после аварии на установочном круге дебюта в Австралии. В некоторые моменты года он был настолько хорош, что возник вопрос, чего бы смог добиться Ферстаппен, если бы он провел среднюю часть года в болиде Racing Bulls вместо Red Bull. Хаджар выглядит фаворитом на место напарника Ферстаппена в Red Bull в следующем сезоне в награду за его превосходный сезон.
Бортолето не имел болида, чтобы соответствовать некоторым из этих героических выступлений, и его результаты менее впечатляющи, но он постоянно прогрессировал как новичок, и такие результаты, как шестое место в Венгрии, являются прекрасным показателем его таланта.
А еще есть Антонелли. Сезон подростка из Mercedes был той дикой американской горкой, которую предсказывал руководитель команды Тото Вольфф, и нет никаких сомнений в том, что он испытывал самое большое давление среди всех новичков этого года. После по-настоящему тревожного спада формы в середине года, итальянец, кажется, снова нашел себя, набрав очки в пяти из последних семи гонок, включая шестое место впереди своего напарника Джорджа Рассела в воскресенье. Наградой Антонелли за этот поворот событий стало недавнее подтверждение от Mercedes, что он останется в команде с Расселом в 2026 году. Подход «Серебряных стрел» к броску 19-летнего пилота в самую гущу событий был рискованным, но он вполне может окупиться в следующем сезоне.
Лиам Лоусон технически считается новичком, так как он завершит свой первый полный сезон, несмотря на выступления за младшую команду Red Bull как в 2023, так и в 2024 году. Хотя он может показаться аномалией в этом классе, он также заслуживает признания. Учитывая его ужасно организованный, двухгоночный отрезок в Red Bull, он проделал поистине замечательную работу по возрождению своей карьеры в Racing Bulls в обстоятельствах, которые могли бы разрушить уверенность другого гонщика.
Red Bull и Racing Bulls теперь, похоже, оказались в затруднительном положении, решая, кто из Лоусона и Юки Цуноды, оба несчастные жертвы того, как трудно быть напарником Ферстаппена, меньше всего заслуживает увольнения. Источники предполагают, что Лоусон будет сохранен в паре с юниором Red Bull из Формулы-2 Арвидом Линдбладом. Потенциальное отстранение 25-летнего Цуноды — еще одно напоминание о том, как быстро происходит смена поколений в Формуле-1.
Замечательно наблюдать, как такой сдвиг происходит столь очевидным образом. Ландо Норрис, который в 2019 году был частью последнего высоко оцениваемого класса новичков, куда также входили Рассел и Алекс Элбон, теперь лидирует в чемпионате, опережая своего напарника Оскара Пиастри, проводящего третий год. Как и Норрис, Рассел и Элбон, класс 2025 года выглядит таким, который войдет в историю как нечто необычайно особенное.
