McLaren: Балансирование на грани в Сингапуре при управлении Норрисом и Пиастри

Preview McLaren: Балансирование на грани в Сингапуре при управлении Норрисом и Пиастри

Автор: Лоуренс Эдмондсон

Нарастающее напряжение в чемпионате Формулы-1 среди пилотов достигло такой степени, что главным предметом обсуждений после Гран-при Сингапура в воскресенье вечером стала не сенсационная победа Джорджа Рассела и не защита командой McLaren Кубка конструкторов.

Даже рано утром в понедельник столкновение между пилотами McLaren, Ландо Норрисом и Оскаром Пиастри, произошедшее на первом круге, подвергалось тщательному анализу, наряду с возможными последствиями для оставшихся шести гонок сезона 2025 года.

С точки зрения гоночных правил FIA, контакт между напарниками был расценен как обычный гоночный инцидент – такие часто случаются на старте Гран-при. Менее чем за минуту стюарды зафиксировали происшествие и решили не проводить расследование. Это означало, что столкновение, не причинившее длительного ущерба ни одной из машин, не требовало даже официального заявления после гонки.

Однако в контексте внутренней борьбы McLaren за титул, этот инцидент всегда будет рассматриваться более тонко. Согласно внутренним правилам команды, которые обещают честность со стороны руководства в обмен на отсутствие контакта между пилотами на трассе, никаких мер в отношении инцидента предпринято не было. Тем не менее, это пополняет растущий список мелких происшествий и спорных моментов, которыми McLaren осторожно управляет по мере приближения сезона к его кульминации.

Что произошло?

Стартовав с пятой позиции, Норрис хорошо начал гонку и действовал агрессивно, обогнав Кими Антонелли сразу после старта и бросив свой McLaren вовнутрь, рядом с напарником, в первом повороте. Пиастри оставил достаточно места, чтобы Норрис смог поравняться с ним во втором повороте, но Норрис неизбежно оказывался в сужающемся пространстве, когда они вдвоем приближались к третьему повороту, впереди которого был Макс Ферстаппен.

Когда между ними оставались считанные сантиметры, Норрис поравнялся на апексе, но при этом задел заднюю часть Red Bull Ферстаппена. За долю секунды этот контакт заставил заднюю часть машины Норриса скользнуть в сторону, что привело ко второму столкновению с Пиастри, который осторожно пытался проложить курс по внешней стороне поворота.

Норрис получил повреждение переднего антикрыла от контакта с Ферстаппеном, но именно столкновение с Пиастри позволило ему занять третье место. С этого момента Норрис выглядел более быстрым гонщиком, и, догнав Ферстаппена, финишировал на подиуме, опередив своего напарника, занявшего четвертое место.

«Ну… это было не очень по-командному, но ладно», — сказал Пиастри по командному радио после контакта. Чтобы убедиться, что его точка зрения была понята, он продолжил напряженный радиообмен с гоночным инженером Томом Сталлардом.

Круг 3
Пиастри: «Мы нормально относимся к тому, что Ландо оттесняет меня, или… что там происходит?»
Сталлард: «Оскар, мы этим занимаемся. Я тебе перезвоню.»

Круг 4
Сталлард: «Тебе нужно сосредоточиться на том, что мы можем сделать здесь. Контролируй то, что можно контролировать, приятель.»
Сталлард: «Стюарды не предприняли дальнейших действий. Как команда, мы видим, что Ландо пришлось избегать Ферстаппена, поэтому мы не будем предпринимать никаких действий во время гонки. Мы можем рассмотреть это позже.»
Пиастри: «Это несправедливо. Извините, это несправедливо.»
Сталлард: «Оскар, будет возможность пересмотреть это вместе. Сосредоточься на этой гонке, приятель.»
Пиастри: «Да, но если ему приходится избегать другую машину, врезаясь в своего напарника, то это довольно паршивый способ избежать.»

Сколь бы резкими ни казались комментарии Пиастри по радио, они совершенно понятны, учитывая его взгляд на инцидент. С камеры на борту машины № 81 контакт между Норрисом и Ферстаппеном был не виден, и казалось, что Норрис потерял контроль над задней частью своей машины и врезался в напарника.

В сезоне, когда McLaren неоднократно напоминала о своем «золотом правиле» избегать столкновений – о чем Пиастри было четко сказано по командному радио после чуть не случившихся инцидентов с Норрисом на Гран-при Австрии и Венгрии – Пиастри было очевидно, что агрессивный подход Норриса к первым трем поворотам привел к контакту между напарниками. Даже зная, что Норрис пытался избежать столкновения с машиной впереди, Пиастри по радио отметил, что это не должно происходить за счет столкновения с ним.

Однако при просмотре в динамике и с использованием различных ракурсов камер с обеих машин становится ясно, что Норрис мало что мог сделать, чтобы предотвратить контакт с Пиастри после того, как он сам задел Ферстаппена.

«Мне нужно более внимательно посмотреть повторы, чтобы точно понять, что произошло», — сказал Пиастри после гонки. «Я думаю, главное, что столкновение двух машин — это совсем не то, чего мы хотим. Я посмотрю это подробнее и потом приду к своему выводу.»

Для Норриса, которого регулярно критиковали за недостаточную агрессивность на первом круге гонок, свободное место внутри от Пиастри неизбежно подталкивало к маневру в третий поворот.

«Любой пилот на стартовой решетке поступил бы точно так же, как и я», — сказал он. «Так что, если вы вините меня за то, что я просто пошел по внутренней траектории и втиснул свою машину в большой просвет, тогда, да, я думаю, вам не место в Формуле-1.»

«Так что, знаете, я не думаю, что сделал что-то не так. Конечно, я немного неправильно рассчитал, насколько близко я был к Максу, но это гонки. В остальном ничего не произошло, и я уверен, что все равно оказался бы впереди Оскара, потому что я был на внутренней траектории, а у него была бы грязная сторона трассы снаружи. Так что, конечно, мне нужно пересмотреть это. Мне нужно проанализировать и посмотреть, мог ли я сделать что-то лучше.»

«Последнее, чего я хочу, это столкнуться с моим напарником, особенно потому, что все, что я получаю, это вопросы от [СМИ]. Так что, знаете, я тот, кто не может позволить себе ничего по сравнению с ним. Я бы подверг себя такому же риску, если бы подобное произошло. Так что, да, я посмотрю, что смогу сделать в следующий раз, но FIA, очевидно, посчитала это нормальным, и команда тоже. Так что вот так.»

Почему McLaren не вмешалась?

Независимо от того, чью сторону вы принимаете в этом споре, очевидно, что контакт между двумя пилотами произошел. С прошлого года, когда McLaren впервые раскрыла детали своих «папайевых правил», существует четкое указание, что двум пилотам разрешено гоняться, но они должны делать это чисто и без столкновений.

После Гран-при Италии в этом году, когда Пиастри было сказано вернуть позицию Норрису после неудачной последовательности пит-стопов, также очевидно, что руководство McLaren готово вмешаться, если считает, что пилот занял позицию несправедливым образом. Поэтому логично предположить, что если бы Норрис несправедливо получил позицию, столкнувшись с Пиастри, команда могла бы попросить своих пилотов поменяться местами.

На вопрос, почему McLaren не вмешалась, руководитель команды Андреа Стелла ответил, что руководство считало, что контакт между их машинами был результатом первоначального столкновения с Ферстаппеном и, по сути, гоночным инцидентом.

«Что касается контакта между нашими двумя пилотами, этот контакт, на самом деле, является следствием другой гоночной ситуации, произошедшей между Ландо и Ферстаппеном», — сказал Стелла. «Так что, безусловно, поскольку контакт как таковой имел место, это приведет к пересмотру и нескольким хорошим разговорам. Но на данный момент мы посчитали, что этот контакт был скорее результатом другой гоночной ситуации, скажем так.»

«Мы посмотрим, есть ли какие-то уроки и что нам нужно доработать в нашем подходе, но я думаю, что это просто приведет к нескольким хорошим разговорам.»

Стелла заявил, что полностью понимает разочарование, выраженное Пиастри по командному радио, но подчеркнул, что McLaren просит своих пилотов открыто выражать свои эмоции по радио, а не копить недовольство во время гонки.

«Очевидно, Оскар сделал некоторые заявления, находясь в машине», — сказал Стелла. «Но это тот тип характера, который мы хотим видеть у наших пилотов — они должны очень четко выражать свою позицию. Именно этого мы от них и требуем.»

«В то же время, мы должны смотреть на вещи в перспективе: перспектива пилота в машине Формулы-1 на первом круге со всей его интенсивностью. И перспектива того, кто очевидно просто видел, как Ландо двигается на него, но мы знаем, что Ландо, на самом деле, имел контакт с Ферстаппеном и из-за этого потерял контроль, наехав на Оскара. Так что у нас будут хорошие обсуждения, хорошие разговоры.»

Что дальше для борьбы за титул?

Важность этих переговоров перед следующим этапом в Остине, штат Техас, невозможно переоценить. За шесть оставшихся гонок чемпионата Пиастри опережает Норриса на 22 очка, в то время как Ферстаппен, финишировавший вторым, опередив оба McLaren, сократил отставание от Пиастри до 63 очков.

Если это отставание будет продолжать сокращаться – как это происходило в последних трех гонках – внутреннее давление в McLaren будет только нарастать. Это угрожает усилить напряжение в отношении гоночных правил команды, которые также должны учитывать растущий список прецедентов и спорных ситуаций.

Стелла прекрасно осознает давление, под которым находится его команда, и важность того, чтобы подходить к каждому гоночному уик-энду, когда все стороны находятся на одной волне.

«Каждый раз, когда мы начинаем наши беседы с пилотами, мы всегда напоминаем себе, как основное условие, что это сложно», — сказал он. «Потому что это единственный вопрос, в котором, когда вы соревнуетесь вместе как команда, у вас не может быть абсолютно одинаковых интересов для двух пилотов, потому что они хотят реализовать свои амбиции, и это основополагающий принцип того, как мы гоняемся в McLaren.»

«Мы хотим сохранить концепцию «пусть они гоняются». Мы знаем, что как только вы принимаете эту концепцию, вы сталкиваетесь с трудностями, и мы напоминаем себе об этом, но именно в рамках этого осознания, самосознания, если хотите, мы развиваем наш диалог.»

«Нужно быть дотошным и честным в подходе к этому, и я очень горжусь тем, как Ландо и Оскар участвовали в этом процессе до сих пор, потому что если мы смогли пройти через эти, скажем так, сложные факторы, это потому, что Ландо и Оскар были вовлечены. Они были просто замечательными личностями, внесли большой вклад, и именно поэтому это было успешно до сих пор, и мы, безусловно, будем усердно работать, чтобы это оставалось так до конца сезона и в предстоящие годы, в течение которых мы продолжим гоняться с Ландо и Оскаром.»

Однако, при всем добром отношении, правила взаимодействия между двумя пилотами могут сделать лишь так много. В спорных ситуациях каждый будет интерпретировать эти правила в своих интересах и оспаривать их позже. Ставки слишком высоки, чтобы поступать иначе.

С этого момента McLaren будет только сложнее выносить решения.

Глеб Замятин

Глеб Замятин - 32 года, спортивный журналист из Екатеринбурга. Уже 8 лет освещает события Формулы-1 и европейского футбола. Начинал с работы в местных изданиях, сейчас - штатный автор нескольких федеральных спортивных порталов.