Макс Ферстаппен: На грани бана в Формуле-1

Preview Макс Ферстаппен: На грани бана в Формуле-1

Инцидент между Максом Ферстаппеном и Джорджем Расселлом на Гран-при Испании поставил голландца на грань автоматического отстранения от участия в одной гонке.

Пилот Red Bull получил 10-секундный штраф за то, что врезался в машину Расселла на последних кругах гонки в Испании. Позднее в своих социальных сетях он признал, что этот маневр “был неправильным” и “не должен был произойти”.

Однако потенциально более серьезные последствия пришли из судейской комнаты: три штрафных балла на его суперлицензию ФИА. Это довело их общее количество до 11 за скользящий 12-месячный период. Таким образом, ему не хватает всего одного балла до порога в 12 баллов, который автоматически влечет за собой отстранение от участия в одной гонке.

Это означает, что Ферстаппену — одному из самых зрелищных гонщиков, известному своим бескомпромиссным стилем — придется действовать с предельной осторожностью на предстоящем Гран-при Канады и домашней гонке Red Bull, Гран-при Австрии, через две недели. Два его штрафных балла аннулируются 30 июня, что увеличит его отрыв от “бана” до трех баллов к моменту проведения Гран-при Великобритании.

Это правило уже приводило к отстранению гонщика от участия в гонке. Кевин Магнуссен пропустил прошлогодний Гран-при Азербайджана, набрав 12 баллов, и его заменил Оливер Бирман.

Штрафные баллы начисляются в зависимости от тяжести и обстоятельств каждого инцидента. Однако работа разных судейских коллегий на разных этапах оставляет место для интерпретации правил и учета смягчающих обстоятельств. Тем не менее, нарушение Ферстаппена в Испании не оставило ему пространства для маневра. Даже относительно незначительный инцидент может снова поставить его под угрозу бана.

Какие типы нарушений могут привести к бану…

Провоцирование столкновения

Это наиболее распространенное нарушение, которое может привести к начислению штрафных баллов. Оно происходит, когда стюарды явно винят одного из гонщиков в контакте с соперником. Спорный маневр Ферстаппена с Расселлом в Испании был отнесен к этой категории и признан достойным самого строгого наказания, предусмотренного стюардами — трех баллов, максимально возможного за один инцидент.

Хотя умысел не был доказан, и Ферстаппен не признал, что сделал это намеренно, для подобных инцидентов существует прецедент. Себастьян Феттель получил такое же наказание в 2017 году, когда поравнялся с Льюисом Хэмилтоном на Гран-при Азербайджана и резко свернул в него. В том случае, где умысел был более очевиден, стюарды назвали его маневр “потенциально опасным”, хотя такая формулировка не была использована в вердикте по инциденту Ферстаппена/Расселла.

Четыре других штрафных балла Ферстаппена были начислены также за “провоцирование столкновения”:

  • Два штрафных балла за столкновение с Ландо Норрисом на Гран-при Австрии, когда они боролись за лидерство.
  • Два штрафных балла за столкновение с Оскаром Пиастри на первом повороте Гран-при Абу-Даби, где он развернул пилота McLaren слишком оптимистичным выпадом.

Бывший напарник Ферстаппена, Лиам Лоусон, является одним из “лидеров” в этой категории: все его шесть штрафных баллов были начислены за провоцирование столкновений с другими гонщиками. Например, он получил два балла за то, что развернул Валттери Боттаса на прошлогоднем Гран-при Катара. Даже его немедленное признание ошибки и того, что маневр был неуклюжим, не остановило стюардов от начисления баллов.

Max Verstappen
Макс Ферстаппен занимает третье место в чемпионате, отставая от Ландо Норриса на 39 очков.

Вытеснение другого гонщика за пределы трассы

Это еще одна область, где Ферстаппен в прошлом значительно “играл” с границами правил. Учитывая многочисленные зоны обгона в Канаде и склонность этого этапа к драматичным гонкам, данное нарушение выглядит как потенциальная опасность на предстоящем уик-энде.

Еще два балла Ферстаппена в этой категории были получены в ходе его спорного столкновения с Ландо Норрисом на прошлогоднем Гран-при Мехико. Борясь за позицию, Ферстаппен дважды вытеснил Норриса за пределы трассы, что привело к двум отдельным 10-секундным штрафам в самой гонке, а также к начислению штрафных баллов.

Такие штрафы могут быть начислены мгновенно. Нико Хюлькенберг убедился в этом на прошлогоднем спринте в Австрии, когда заблокировал колеса и не справился с поворотом 1, вытеснив Фернандо Алонсо — в результате он получил два штрафных балла.

Учитывая стиль Ферстаппена, пит-уолл Red Bull будет затаивать дыхание каждый раз, когда голландец окажется в плотной борьбе с другой машиной в ближайшие два уик-энда. Но и другие нарушения, не связанные непосредственно с колесо в колесо борьбой, также могут приблизить его к бану.

Покидание трассы с получением преимущества

Хотя это распространенная причина штрафа во время гонки, инструкции для стюардов предполагают 10-секундный штраф без начисления штрафных баллов. Этот прецедент установлен большинством недавних примеров, хотя Магнуссен получил три балла, которые в конечном итоге привели к его бану, после того как трижды был оштрафован за покидание трассы с получением преимущества на Гран-при Майами 2023 года.

Гонщик Haas пытался удержать Хэмилтона позади, чтобы защитить очки для своего напарника Хюлькенберга, и постоянно покидал трассу, чтобы не пропустить тогдашнего пилота Mercedes. В третий раз стюарды посчитали необходимым начислить не только 10-секундный штраф, но и три штрафных балла.

В заявлении стюардов говорилось: “Это был третий случай, когда машина №20 покинула трассу и получила долгосрочное преимущество. Мы рассмотрели руководства по начислению штрафов за подобные нарушения, которые предусматривают базовый 10-секундный штраф без штрафных баллов. Однако руководства также гласят: `Указанное количество баллов является нормой для данного нарушения. Стюарды могут изменять его, учитывая смягчающие или отягчающие обстоятельства. Однако право стюардов увеличивать начисленные баллы должно использоваться только в исключительных случаях.` Учитывая тот факт, что это был третий случай покидания трассы с получением преимущества в одной сессии, что мы расценили как отягчающее обстоятельство, мы налагаем три штрафных балла.

Max Verstappen and Red Bull team
Макс Ферстаппен и команда Red Bull могут оказаться под давлением перед Гран-при Канады.

Нарушения под желтыми или красными флагами

Ландо Норрис до сих пор имеет три штрафных балла на своей лицензии за превышение скорости под двойными желтыми флагами. Он был пойман на этом при запоминающихся обстоятельствах на прошлогоднем Гран-при Катара. Во время напряженной борьбы с Ферстаппеном пилот McLaren не снизил скорость должным образом, когда это требовалось. Зоркий Ферстаппен заметил это и сообщил своей команде Red Bull, чтобы они обратились в ФИА.

Обгон под желтыми и красными флагами также запрещен, как узнал Бирман в Монако в этом году, когда обогнал Карлоса Сайнса под красными флагами во время пятничной практики. Пилот Haas утверждал, что было безопаснее не тормозить резко, но стюарды не согласились и начислили ему штраф в 10 позиций на стартовой решетке и два штрафных балла.

Неоправданно медленное движение

Один из 12 штрафных баллов Ферстаппена был начислен за неоправданно медленное движение во время квалификации на Гран-при Катара. Правило существует для предотвращения опасной разницы в скорости между машинами на быстром круге и машинами на подготовительном круге. Однако оно редко применяется, поскольку смягчающие обстоятельства обычно объясняют превышение гонщиком максимального дельта-времени.

Однако в случае Ферстаппена он помешал Расселлу, который также готовился к квалификационному кругу, и поэтому получил штраф в одну позицию на стартовой решетке и один штрафной балл. Этот инцидент стал причиной продолжающейся вражды между гонщиками, поскольку Расселл утверждал, что Ферстаппен угрожал “разбить [его] чертову голову об стену”, когда они выходили из офиса стюардов.

Нарушения под машиной безопасности и виртуальной машиной безопасности

Превышение скорости под машиной безопасности или виртуальной машиной безопасности может привести к штрафам. Гонщикам разрешено придерживаться дельта-времени, отображаемого на их руле, когда они развернуты. Также обязанность лидирующего гонщика — поддерживать дистанцию в 10 корпусов машины до машины безопасности, пока та не выключит огни, сигнализируя о возобновлении гонки.

Расселл получил один штрафной балл, когда было решено, что он оставил дистанцию в два раза больше (более 125 метров) во время Гран-при Катара.

Глеб Замятин

Глеб Замятин - 32 года, спортивный журналист из Екатеринбурга. Уже 8 лет освещает события Формулы-1 и европейского футбола. Начинал с работы в местных изданиях, сейчас - штатный автор нескольких федеральных спортивных порталов.