Сезон Формулы-1 добрался до Италии, недалеко от легендарной базы Ferrari в Маранелло. Трасса Имола (Автодром Энцо и Дино Феррари) кажется находится в тени “Гарцующего коня”. Пришло время задать очень сложный и почти немыслимый вопрос: сможет ли Льюис Хэмилтон когда-либо снова победить?
Самый успешный пилот в 75-летней истории Формулы-1, единственный, кто преодолел отметку в сто побед, имеет на своем счету 105 гран-при. В следующем месяце исполнится 18 лет с его первой победы, но месяцем позже будет годовщина его последней победы. Для простых смертных это не кажется долгим сроком, но для супергероев, управляющих болидами, это ощущается как погружение в бездну.
Если, конечно, Хэмилтон не сможет успешно “развернуть” свой SF-25 от этого края и не поднимется на вершину подиума до этого времени. Проблема в том, что ни величайший гонщик всех времен, ни его еще новая команда Ferrari, величайшая организация Ф1 всех времен, не дали нам никаких оснований полагать, что они на это способны.
Просто спросите самого пилота. Мы делаем это каждый гоночный уик-энд.
Вот несколько цитат семикратного чемпиона мира, которому в январе исполнилось 40 лет, за последние три гоночных уик-энда:
“Меня нигде не было все выходные.”
“Не было ни секунды, когда бы я чувствовал себя комфортно.”
“Очевидно, что машина способна быть третьей. Шарль [Леклер] отлично справился сегодня. Так что винить машину я не могу.”
*Льюис, вы полны надежды?* “Скорее, молюсь об этом.”
“Мы будем продолжать попытки, прошло всего шесть гонок, но у нас огромные проблемы. Мы изо всех сил стараемся не вносить серьезных изменений в настройки, но независимо от того, что мы делаем, все так нестабильно каждый раз, когда мы выезжаем.”
И самая откровенная фраза?
“Дело только в моей работе. Плохая работа. Нет никаких причин. Я просто не справляюсь. Я просто делаю свою работу недостаточно хорошо. Так что мне просто нужно продолжать совершенствоваться… это определенно неприятное чувство.”
Это также незнакомое чувство. Или, по крайней мере, было таким раньше.
К моменту приезда Хэмилтона в Имолу прошло 291 день с его последней победы в Спа в июле 2024 года. Он унаследовал ту победу после того, как его тогдашний напарник по Mercedes Джордж Рассел финишировал первым, но был дисквалифицирован за недостаточный вес. За три недели до этого, в Сильверстоуне, Хэмилтон действительно пересек финишную черту первым. До этих результатов у него была полоса из 56 гонок без побед, легко самая длинная в его карьере. Добавьте к этому текущую серию 0 из 16, и это всего две победы за последние 75 попыток, причем обе были с его бывшей командой, которая в этом году опережает Ferrari на две позиции и 47 очков в Кубке конструкторов.
Вот как спортсмен может “сломаться”: от человека, который когда-то легко излучал уверенность и делал победы почти слишком легкими, к человеку, видимо, сломленному сомнениями в себе. Потерявшему опору. Делающему удары вслепую. Заглядывающему в хрустальный шар и видящему только трещины. Это тоже неприятные чувства.
Но это также знакомые чувства для многих других. Для тех, кто столкнулся с самой суровой правдой автоспорта: однажды победы просто прекращаются.
Это случилось с Ричардом Петти, который выиграл свою 200-ю гонку NASCAR Cup Series 4 июля 1984 года, а затем завершил карьеру, пережив бесконечную засуху 0 побед в 241 гонке. Это случилось с Эй.Джеем. Фойтом, который выиграл свою 67-ю гонку IndyCar в 1981 году и затем не смог победить снова за двенадцать лет попыток. Это даже случилось с Михаэлем Шумахером, предшественником Хэмилтона как “величайшего”, который выиграл семь раз в своем последнем сезоне 2006 года, только чтобы вернуться через четыре года и завершить свою легендарную карьеру серией 0 побед в 58 гонках, с одним единственным подиумом за три сезона попыток восстановить тогда сильно потерявший форму Mercedes.
“Я выигрывал как минимум пару гонок каждый год в течение 16 лет, а затем в последние три сезона не выиграл ни разу”, — вспоминает Джимми Джонсон, семикратный чемпион NASCAR Cup Series, который познакомился с Хэмилтоном на различных мероприятиях за годы. “Дружище, как только этот импульс меняется и начинает работать против тебя, его трудно вернуть.” “В моменте трудно увидеть, в чем проблема, или как ее исправить. С перспективой времени я вижу это сейчас. У меня была одна команда на протяжении большей части карьеры, а затем произошли большие изменения в конце, и это трудно, потому что теперь тебе приходится снова запускать этот учебный процесс. Это проверяет твое терпение. Это проверяет твой огонь. Вот где сейчас Льюис.”
Это испытание огня очень реально. Как ведро холодной воды. Джонсон вспоминает четкие фазы этого испытания. Он помнит, как был “так зол” на тех, кто сомневался в его огне, но затем в конечном итоге осознал, что они не ошибались. Признание, за которым последовало принятие, что, возможно, дело не только в машине или кривой обучения в новой команде.
“Момент, когда я понял, что с меня хватит, я помню как вчера”, — признается Рик Мирс, который шокировал сообщество американских гонок на открытых колесах, когда объявил о завершении карьеры в конце сезона 1992 года, всего через год после своей рекордной четвертой победы в Инди 500. “Всю мою карьеру, когда я просыпался утром, первая мысль была: `Вот что мы сегодня попробуем на практике`. А потом однажды я приехал в гараж и спросил команду: `Что мы сегодня делаем?` Я понял тогда, что огонь угас.”
Мирс — один из счастливчиков, заметивший этот угасающий огонь и ушедший на своих условиях, находясь, казалось бы, в состоянии победителя и управляя машиной команды, способной побеждать. Для большинства этот путь — долгая дорога в пустыню, которую они не осознают, пока не зайдут слишком далеко.
“Ты чувствуешь себя так же. Ведешь себя так же. Управляешь так же. Задаешь те же вопросы и имеешь те же ответы, опираешься на те же знания и опыт, что и всегда, но не получаешь тех же результатов”, — объясняет трехкратный чемпион NASCAR Даррелл Уолтрип. Он выиграл 84 гонки, пятое место за всю историю, но завершил свою карьеру члена Зала славы с серией 0 побед в 243 гонках и наблюдал, как его собственная команда обанкротилась. “Говорят, определение безумия — делать одно и то же снова и снова с тем же результатом, но что они говорят, когда это то же самое, что ты делал снова и снова в течение 20 с лишним лет и получал наилучший возможный результат? Почему бы тебе не продолжать это делать? Потому что однажды это должно снова вернуться, верно? Ну, может быть, и нет.”
В защиту тех, кто пытался, иногда это действительно возвращается. См.: человека, которого многие считают “величайшим” в NASCAR.
Сейчас часто забывают, но легендарная победа Дэйла Эрнхардта в Daytona 500 1998 года была его единственной победой на протяжении 100 гонок с начала 1996 по весну 1999 года. Затем, когда он преодолел проблемы со здоровьем, которые он в основном игнорировал, и его команда, Richard Childress Racing, справилась с трудностями роста, он выиграл пять раз за следующие два сезона и, заняв второе место в чемпионате 2000 года, был фаворитом на титул перед 2001 годом, прежде чем трагически погиб в Daytona 500 того года.
“Это надежда, когда ты застрял в кризисе, что однажды все снова заработает, и, возможно, у тебя остался еще один великий момент”, — говорит Элио Кастроневес, который каким-то образом воскресил карьеру в IndyCar, которая была выброшена на свалку Gasoline Alley, чтобы выиграть свою рекордную четвертую Инди 500 в 2021 году, через два десятилетия после первой и через двенадцать лет после третьей. “Мы говорим о Хэмилтоне и Формуле-1, верно? Ну, это разговор, который у меня был с Фернандо Алонсо, когда он был здесь (Инди 500 в 2017, 2019 и 2020 годах): `Эй, старики, почему вы все еще этим занимаетесь?`”
Этой осенью исполняется 20 лет с первой из двух мировых титулов Алонсо. Его последняя победа в Ф1 была 12 лет назад на этой неделе. И тем не менее, он все еще там, в возрасте 43 лет, все еще гоняется за победами за рулем своего Aston Martin, команды, которая в ее текущем виде никогда не выигрывала Гран-при. И почему?
“Потому что мы все еще верим, что можем”, — продолжает Кастроневес, который на этих выходных попытается квалифицироваться для своей 25-й подряд гонки 500 миль Индианаполиса. Он снова с командой Meyer Shank Racing, командой-андердогом, с которой он одержал свою потрясающую победу в 2021 году. “И честно, я могу сказать из первых рук, когда ты делаешь это с командой, которая меньше или находится в стадии восстановления, это еще лучшее чувство. Потому что ты доказал: `Эй, я все еще неплох в этом`. И будучи парнем, который вывел эту команду на подиум, ту, которая так тяжело боролась, чтобы попасть туда, это делает борьбу стоящей.”
“Я выиграл много гонок, некоторые известные, некоторые не очень”, — сказал Дэймон Хилл, чемпион мира 1996 года и победитель 22 гонок Ф1, на Гран-при Майами ранее в этом месяце. “Когда я выигрывал с Williams, почти все, это было потрясающе. Действительно. Но когда я выиграл ту одну гонку за Jordan, команду, которой приходилось бороться, есть отдача, которую трудно описать. Никто никогда не назовет Ferrari Jordan, но если ты можешь изменить судьбу борющейся команды, независимо от того, кто это, для гонщика в этом определенно есть подтверждение [его мастерства]. Ты помог им указать путь.”
Стоит ли это усилий для Хэмилтона, мы еще увидим, и, возможно, нескоро. Для многих “путь” уже связан с 2026 годом. По мере наступления лета и дальнейшего отставания Ferrari, все внимание переключится на болид Ф1 следующего поколения — более легкую, более аэродинамически активную “кнопку сброса”, дебют которой запланирован на следующий сезон. Хэмилтон уже намекнул на свое волнение по этому поводу.
А тем временем — тяжелая работа. Эти плохие чувства. Это сомнение в себе. Как и во всем в гонках, всего одна победа станет бальзамом для этой боли, с перспективой на гораздо большее в 2026 году и далее. Эта мечта стать спасителем Ferrari, которая не стала реальностью для стольких до Хэмилтона, длинный список чемпионов, который включает Алонсо, — все они приезжали в Маранелло, стремясь сделать то, что сделал Шумахер. Поднять трофей чемпионата мира, одетым в красное.
В последний раз это делал Кими Райкконен в 2007 году, том же году, когда парень по имени Хэмилтон дебютировал в Ф1 и сразу же выиграл четыре гонки.
“Когда бы Льюис ни решил закончить, и он сможет оглянуться назад, это будет более показательно. Его интуиция или его сердце подскажут ему вывод, который он, вероятно, пока не может видеть”, — говорит Джонсон, который добавил небольшой совет своему другу. “Но сейчас требуется время, чтобы сработаться с командой. Леклерк провел в этих машинах несколько лет и знает эту систему. Затем наступает следующий момент, который, знаете ли, если его сердце останется в этом, и он сможет провести там время, с этим новым поколением, которое грядет для этих парней, все это сильно встряхнется. Надеюсь, Ferrari будет к этому готова.”
Если она не будет готова, то ответ на наш первоначальный вопрос прост. Нет, он больше не победит. Этот огонь будет потушен.
Но если Ferrari действительно будет готова к 2026 году, то это может стать одной из самых выдающихся историй в истории автоспорта. Уникальный случай, когда победы прекратились, но каким-то образом, вопреки одному из сильнейших естественных законов автоспорта, начались снова.
Другими словами, Льюис Хэмилтон сделает то, что всегда делал, в последний раз.