Всего 99 дней хватило, чтобы “мечта” Лиама Лоусона о переходе в Red Bull превратилась в кошмар. 22-летний гонщик стал последним в длинной череде талантов, сломавшихся рядом с Максом Ферстаппеном.
Юки Цунода, которого ранее обошли в пользу Лоусона в декабре, заменит его и станет третьим напарником Ферстаппена за четыре гонки, начиная с Гран-при Японии.
Как же к этому пришло? И где Лоусон допустил ошибку?
От момента вызова в команду до возвращения в Racing Bulls – давайте разберемся в причинах его провального короткого пребывания в Red Bull.
Новый пилот Red Bull Лиам Лоусон рассказывает Нейту Сондерсу, что готов занять свое место рядом с Максом Ферстаппеном в 2025 году.
День 1: 19 декабря 2024 года, спустя 11 дней после завершения сезона в Racing Bulls и всего 11 гонок в Формуле-1 за плечами, Лоусон был утвержден в качестве замены Серхио Переса в Red Bull, обойдя Цуноду. Лоусон, сияя от уха до уха, заявил в интервью ESPN после объявления, что этот переход был “мечтой”, но признал, что это “очевидно, будет очень сложно”.
“Вероятно, это самое сложное место, но оно открывает наибольшие возможности”, – сказал он. “Нет никого лучше, у кого можно учиться или быть рядом [чем Ферстаппен].
“У меня есть цель выиграть чемпионаты мира, и именно для этого я здесь. Я хочу как можно быстрее выйти на уровень, позволяющий делать это в следующем году”.
День 37: После столь необходимого отпуска перед сезоном 2025 года Лоусон впервые посетил штаб-квартиру Red Bull в Милтон-Кейнсе в качестве пилота команды. Лоусон подогнал сиденье в рамках подготовки к своему дебютному сезону и сказал: “Просто здорово видеть всех, с кем я работал последние несколько лет. Теперь, когда я стал официальным гонщиком, это захватывающе”.
День 56: Лоусон впервые сел за руль болида 2025 года, Red Bull RB19 – одной из самых доминирующих машин в истории спорта – на частных тестах в Хересе, Испания.
Лиам Лоусон рассказывает о давлении, которое испытывает, выступая за Red Bull вместе с Максом Ферстаппеном.
День 63: Сезон начался с эффектного мероприятия в лондонской O2 Arena, где Red Bull и все девять других команд представили свои ливреи на новый сезон. В интервью ESPN в тот день Лоусон признал давление, которое вскоре обрушится на него, и, что интересно, учитывая то, что мы знаем сейчас, первые две гонки сезона будут сложными из-за того, что он никогда раньше не ездил на этих трассах.
“Чрезвычайно волнительно вступать в такой сезон”, – заявил он. “В то же время я знаю, какое давление с этим связано и насколько тяжело будет, особенно начиная год на трассах, на которых я раньше не гонялся”.
Он добавил, что у него нет конкретных целей на 2025 год: “Я не ставлю себе временных рамок. Я не думаю, что мне нужно выиграть гонку в течение определенного количества гонок или даже в этом сезоне обязательно. Но моя цель ясна – выигрывать гонки и в конечном итоге чемпионат мира. Именно к этому я и стремлюсь”.
День 70: Лоусон начал предсезонные тесты в Бахрейне, но утреннюю сессию омрачило вращение. Тем не менее, Red Bull, похоже, не был слишком обеспокоен. “Я думаю, что Лиам провел хорошую первую официальную сессию для нас и пока хорошо освоился”, – сказал руководитель команды Кристиан Хорнер.
Лоусон добавил: “Трудно сказать, где мы находимся с точки зрения темпа, но машина хорошо управляется и чувствуется комфортно”.
День 71: На второй день трехдневных тестов у Лоусона был запланирован полный день, хотя и на этот раз не все прошло гладко. Утром был совершенно неожиданный дождь, а днем возникли проблемы с надежностью, из-за чего Лоусон отправился в Австралию, проехав всего 149 кругов на своей новой машине. Меньше кругов в Бахрейне проехал только Лэнс Стролл (133).
Лоусон показал 11-е время по итогам тестов, но снова получил похвалу от Red Bull. “Лиам хорошо отреагировал сегодня, и его отзывы были очень близки к отзывам Макса”, – сказал технический директор Пьер Ваше.
Нейт Сондерс и Лоуренс Эдмондсон комментируют первые две тренировочные сессии Лиама Лоусона в Австралии.
День 86: В Мельбурне на Гран-при Австралии проблемы Лоусона стали очевидны. Лоусон занял 16-е и 17-е места в первых двух тренировочных сессиях, что поставило его в невыгодное положение перед выходными.
День 87: На следующий день проблемы Лоусона усугубились: из-за проблем с электроникой он не смог участвовать в финальной тренировке, а затем квалифицировался 18-м. Лоусон даже стал объектом шутки со стороны генерального директора McLaren Зака Брауна, который предположил, что именно Цунода, а не он, заслужил повышение в Red Bull.
“Юки проделал отличную работу, [он], вероятно, тот парень, который должен быть в Red Bull, если посмотреть на его результаты”, – сказал Браун Sky Sports после квалификации, в которой Цунода квалифицировался пятым за Racing Bulls. “Но они [Red Bull], похоже, делают странный выбор пилотов”.
День 88: Лоусон стартовал в своей первой гонке за Red Bull с пит-лейн после внесения изменений в машину, но не смог отыграть позиции в гонке, а затем вылетел с трассы под дождем, когда его команда пошла на рискованную стратегию с шинами.
“Трудно винить его за этот последний разворот”, – сказал Хорнер, все еще не слишком обеспокоенный. “Единственный проблеск надежды, который он может извлечь из этого, заключается в том, что на сухих шинах он фактически показал второе самое быстрое время круга в гонке; 22,9 против 23,0 у Макса, 22,1 у Ландо.
“[Мельбурн] не показал, на что он способен”.
День 92: Накануне Гран-при Китая Лоусон был настроен вызывающе. “Честно говоря, мне все равно, что говорит Зак”, – заявил он о комментариях Брауна на предыдущих выходных. “Я не разговаривал с ним, я вообще не думаю, что когда-либо разговаривал”. Он также настаивал на том, что еще не впал в “спираль неудач”.
“Важно хорошо провести уик-энд, потому что, очевидно, мы здесь для этого”, – сказал он. “Я не думаю, что после одной гонки мы можем впасть в спираль, но, очевидно, у всех нас в любом случае высокие ожидания”.
День 93: На следующий день Лоусон финишировал 18-м на тренировке и – после выезда за пределы трассы на решающем круге – квалифицировался последним в спринтерской квалификации по сравнению со вторым местом Ферстаппена. “Мы верим, что у него есть способности, ему просто нужно немного времени”, – сказал Хорнер после этого. Однако слухи уже начали распространяться в паддоке.
День 94: Лоусон отыграл шесть позиций в спринте, финишировав 14-м, что, по его словам, “не совсем приемлемо”. Но что точно было неприемлемо, так это 20-е место в квалификации.
После этого Лоусон сказал, что решением его проблем является “время”, но добавил: “К сожалению, у меня его особо нет”.
Тем временем Цуноде напрямую задавали вопросы о замене Лоусона в Японии, чему он был рад. “[Я был бы] на 100% готов”, – сказал Цунода. “Я имею в виду, что машина быстрее”.
День 95: Лоусон финишировал 12-м на Гран-при Китая, но даже этот финиш без очков скрывал ряд проблем. Он отстал от своего напарника Ферстаппена более чем на минуту, а на три позиции поднялся благодаря послегоночным дисквалификациям. После гонки Хорнер показательно отказался подтвердить, останется ли Лоусон пилотом на Гран-при Японии. Все было очевидно.
“Видно, что сейчас ему очень тяжело”, – сказал Хорнер. Он добавил, что Red Bull не может бороться со своими соперниками “на одной ноге”.
“Я не глупый”, – сказал Лоусон. “Я знаю, что, очевидно, я здесь, чтобы показывать результат, и если я не буду этого делать, меня здесь не будет”.
День 99: После интенсивных спекуляций, последовавших за Гран-при Китая, отставка Лоусона была подтверждена. Red Bull назвал это “чисто спортивным решением”, призванным исправить проблемы с машиной.
“Мы признаем, что предстоит проделать большую работу с RB21, и опыт Юки окажется очень полезным в помощи по разработке текущей машины”, – сказал Хорнер.