Макс Ферстаппен серьезно подорвал свои и без того невысокие шансы на чемпионство на воскресном Гран-при Испании. Поддавшись эмоциям, он совершил контакт с Джорджем Расселлом на Mercedes. Этот инцидент привел к штрафу в 10 секунд, что в итоге отбросило его на 10-е место. В результате он заработал всего одно очко, хотя мог претендовать на подиум и 15 очков.
Теперь действующий чемпион отстает от лидера Оскара Пиастри на 49 очков, а от Ландо Норриса, идущего вторым, – на 39. После гонки Ферстаппена расспрашивали о его спорном поведении на трассе, но он стремился увести разговор от критики, обсуждая, например, свои тающие чемпионские перспективы.
“Если надежды еще есть, то мы в любом случае слишком медленные, чтобы бороться за титул”, – сказал он. “Думаю, сегодня это снова стало очевидно”.
Перед Гран-при Испании в Red Bull питали некоторую надежду, что более строгие тесты на прогиб переднего антикрыла замедлят McLaren. Однако оказалось, что техническая директива практически не повлияла на лидера чемпионата: после необходимых изменений в крыле McLaren отмечали, что разница в скорости “в пределах погрешности” обычных колебаний от трассы к трассе.
Пиастри и Норрис уверенно выступили в квалификации на трассе в Барселоне и в воскресной гонке одержали комфортную победу, заняв первое и второе места. На первый взгляд, борьба за чемпионство сейчас выглядит как противостояние двух гонщиков McLaren.
Но несмотря на поток негативных заголовков после воскресенья, его покаянный пост в Instagram в понедельник и нестабильную форму Red Bull в течение года, было бы крайне опрометчиво совсем сбрасывать Ферстаппена со счетов в чемпионской гонке.
Почему Ферстаппена нельзя списывать со счетов
Вспомним первую гонку европейской серии из трех этапов в Имоле. Там Ферстаппен захватил лидерство у Пиастри в первом повороте и одержал убедительную победу, опередив оба McLaren.
Обновления в Майами и Имоле помогли Ферстаппену найти лучший баланс в машине, что позволило ему эффективнее работать с резиной и быть быстрее McLaren. Последующие этапы в Монако и Испании были гораздо менее убедительными, но проходили на трассах, которые выявили некоторые остающиеся слабости Red Bull и, в случае Испании, явно играли на руку McLaren.
“В некотором смысле я немного удивлен, что у нас было такое явное преимущество [в Испании]”, – сказал руководитель команды McLaren Андреа Стелла после самой доминирующей квалификации сезона в субботу. “Особенно я ожидал, что Red Bull будет немного ближе, учитывая схожие характеристики трасс, как в Сузуке или Имоле. Но, думаю, оглядываясь назад и учитывая очень высокую температуру, а также ограничения, которые, по крайней мере для нас, в основном были связаны с задней осью, это то, где наша машина работает очень хорошо”.
Контроль перегрева задних шин является одной из ключевых сильных сторон McLaren в этом сезоне. До воскресного Гран-при Испании это проявлялось также в Бахрейне, Саудовской Аравии и Майами – до такой степени, что соперники начали подозревать, что оранжевые машины используют приемы, выходящие за рамки правил.
Возможно, поэтому неудивительно, что на жарком и абразивном покрытии трассы в Барселоне McLaren снова имел преимущество над Ферстаппеном. Кроме того, жара в сочетании с другим ключевым отличием Испании от Имолы склонила чашу весов еще больше в пользу McLaren.
“Если говорить чуть более технически, одна из особенностей Испании – это очень длинные повороты, в отличие от Имолы, где повороты относительно короче”, – объяснил Стелла. “И я думаю, что в этих длинных поворотах MCL39, похоже, сохраняет некоторые качества предшественницы, благодаря чему в прошлом году, например, в Зандворте, другой трассе с длинными поворотами, Ландо доминировал весь уик-энд”.
“Так что, думаю, мы сохранили некоторые сильные стороны с аэродинамической точки зрения, несмотря на доработку машины. И в целом они оказались полезными на такой трассе, где, даже если диапазон скоростей схож с другими, длина поворотов нам сегодня помогла”.
Учитывая присущие McLaren сильные стороны в Барселоне, было, возможно, удивительно, насколько близко Ферстаппен смог держаться во время гонки. На бумаге стратегия с тремя пит-стопами, которую выбрал Red Bull, должна была быть медленнее более традиционной двухпитовой стратегии гонщиков McLaren, но на середине дистанции Ферстаппен оставался слишком близко для спокойствия команды McLaren.
“Он был быстр, и когда мы поставили средние шины на втором отрезке, мы атаковали, контролировали темп, а он очень быстро догонял, быстрее, чем мы ожидали”, – сказал Стелла. “Поэтому на каком-то этапе мы даже спросили наших пилотов, не стоит ли прибавить, и оба ответили что-то вроде: `Не уверен, что у меня есть намного больше темпа`”.
“Так что на том этапе мы немного беспокоились, что ситуация может оказаться более открытой, чем мы думали после первого отрезка, но, к счастью, Ферстаппен начал немного отставать, Оскар нашел хороший темп в конце второго отрезка, и это позволило нам пройти через последовательность пит-стопов под контролем”.
Машина безопасности, появившаяся после финального запланированного круга пит-стопов, выявила присущий стратегии Red Bull с тремя остановками риск: Ферстаппену оставался только один комплект жестких шин для замены, когда его позвали в боксы. У него оставался один комплект мягких шин, но они уже проехали три круга в квалификации и четыре круга на стартовую решетку перед гонкой, то есть предлагали очень небольшое преимущество по сравнению с мягкими шинами, проехавшими восемь кругов и уже установленными на машине Ферстаппена.
“Машина безопасности выехала на [круге] 54, что, вероятно, было худшим возможным моментом с точки зрения нашей стратегии”, – сказал руководитель команды Red Bull Кристиан Хорнер в воскресенье. “Потому что тогда перед вами стоит выбор: остаться на восьмикруговых, сильно изношенных мягких шинах, и в этом случае вас съедят на рестарте?”
“Похоже, оставалось около 10 гоночных кругов. К сожалению, единственный комплект шин, который у нас был доступен после перехода на стратегию с тремя остановками, был новый комплект жестких. И поэтому мы посчитали, что новый комплект жестких шин лучше, чем восьмикруговой, сильно деградировавший комплект мягких. Так мы и поступили. Мы заехали на пит-стоп”.
За этим последовал хорошо задокументированный “срыв” Ферстаппена на последних шести кругах гонки. Однако до этого момента действующий чемпион, пожалуй, был более конкурентоспособен по сравнению с McLaren, чем можно было ожидать, учитывая характеристики трассы и высокие температуры.
Хотя Ферстаппен прав, говоря, что разрыв в скорости с McLaren в Барселоне сделал бы борьбу за титул невозможной, если бы такая картина сохранялась до конца сезона, к счастью для четырехкратного чемпиона (не говоря уже о миллионах болельщиков по всему миру), оставшиеся 15 гонок пройдут на трассах разного типа. Предстоящие Гран-при в Канаде, Австрии и Великобритании должны быть более подходящими для Red Bull и могут пройти в более прохладных условиях, что сделает их решающим этапом в борьбе Ферстаппена за чемпионство.
Более того, если борьба между пилотами McLaren останется столь же напряженной, это может дать Ферстаппену больше возможностей, поскольку Норрис и Пиастри будут отнимать очки друг у друга.
Если бы Ферстаппен финишировал третьим в Испании, он потерял бы всего три очка по отношению к Пиастри за три гонки европейской серии, несмотря на явное преимущество McLaren на двух из этих этапов. Конечно, потеря трех очков каждые три гонки недостаточна для победы в чемпионате, но учитывая, что расстановка сил, вероятно, будет меняться от трассы к трассе, это доказывает, что он может сохранить шансы, набирая стабильные очки.
Именно это делает его самонадеянную потерю очков в Испании тем более досадной. В дополнение к потерянным в воскресенье очкам, Ферстаппен будет ходить по краю пропасти в следующих двух гонках, так как ему остался всего один штрафной балл до дисквалификации. Два из 11 штрафных баллов на его суперлицензии будут аннулированы в конце июня (через год после его столкновения с Норрисом на Ред Булл Ринге в прошлом сезоне), но в Канаде и Австрии он будет всего в одном незначительном нарушении от пропуска гонки и окончательного краха своих последних надежд на титул.
Предполагая, что он будет вести себя безупречно, Ферстаппену, тем не менее, нужно набирать в среднем на 3.27 очка больше, чем Пиастри, и на 2.6 очка больше, чем Норрис, в оставшихся 15 гонках, чтобы стать чемпионом. С этой точки зрения, задача не выглядит непреодолимой, но потребует практически идеального выступления на протяжении всего оставшегося сезона.
“Смотрите, сейчас есть значительный разрыв, но впереди еще очень много очков”, – сказал Хорнер в воскресенье вечером, отвечая на вопрос, уплыл ли титул из рук Ферстаппена. “Мы еще даже не прошли половину сезона, так что McLaren в очень сильной позиции, но мы никогда не сдаемся”.