ДЖЕДДА, Саудовская Аравия – Гран-при Саудовской Аравии в воскресенье был омрачен инцидентом в первом повороте между будущим победителем гонки Оскаром Пиастри и Максом Ферстаппеном, стартовавшим с поул-позиции. В конечном итоге исход гонки зависел от решения стюардов, а не от событий на трассе, и вердикт, как и следовало ожидать, разделил мнения гонщиков и их команд.

Большинство видеозаписей, казалось, подтверждали решение оштрафовать Ферстаппена, но Red Bull продолжала отстаивать свою позицию – по крайней мере, в СМИ – до поздней ночи. Однако один голос отсутствовал в послегоночной полемике: Ферстаппен предпочел промолчать, опасаясь возмездия со стороны руководящего органа.

Что произошло?

Пиастри лучше стартовал с линии старта, что позволило ему поравняться с Ферстаппеном, расположив свой McLaren с внутренней стороны перед первым поворотом. Как бортовые, так и внешние камеры показали, что Пиастри опережал Ферстаппена, когда они приближались к повороту, но на апексе Ферстаппен снова сравнялся, а затем проскочил вперед по внешней траектории, приближаясь ко второму повороту.

Дополнительная скорость на внешней траектории означала, что Ферстаппен вряд ли останется на трассе, но это стало неважно, когда обе машины повернули направо ко второму повороту, и присутствие Пиастри слева от Ферстаппена означало, что у него не было иного выбора, кроме как срезать поворот, чтобы избежать столкновения.

Ферстаппен вернулся на трассу впереди Пиастри на выходе из второго поворота, и в пределах следующих трех поворотов столкновение между Юки Цунодой и Пьером Гасли привело к появлению автомобиля безопасности. Как только автомобиль безопасности был выпущен, гонка была нейтрализована, и Ферстаппен оказался впереди Пиастри.

Пиастри явно был возмущен и сказал об этом по командному радио.

«Он должен вернуть позицию, – сказал он. – Я был впереди. Он все равно не прошел бы этот поворот, независимо от того, был я там или нет».

Ферстаппен ответил по радио: «Он просто вытолкнул меня с трассы. У меня не было намерения проходить этот поворот».

Ферстаппен сохранил позицию, когда гонка возобновилась, и к шестому кругу стюарды выписали пятисекундный штраф пилоту Red Bull, фактически отдав лидерство Пиастри, если он сможет оставаться достаточно близко к Ферстаппену до первого раунда пит-стопов, когда пилот Red Bull отбудет штраф.

Что сказали стюарды?

При вынесении решения по инциденту стюарды руководствовались Руководством по стандартам вождения – по сути, правилами гонок Формулы-1.

Руководство, которое не публикуется для общественности, стало горячей темой после спорных инцидентов на Гран-при США и Мексики в прошлом году, а встреча между FIA и гонщиками на предпоследнем этапе чемпионата 2024 года в Катаре, по-видимому, внесла дополнительную ясность в правила на будущее.

Инцидент в первом повороте в Саудовской Аравии был спорным моментом с тонкими гранями, но он был охвачен руководством. Поскольку Пиастри, как гонщик, обгоняющий по внутренней траектории, имел передние колеса впереди зеркала машины Ферстаппена в апексе, поворот фактически был его, и он не был обязан оставлять Ферстаппену место для маневра на выходе. Поэтому Ферстаппен должен был либо сохранить лидерство, оставшись на трассе, что казалось невозможным, учитывая траекторию машин, либо уступить позицию – даже если бы он сделал это позже на круге.

В итоге Макс Ферстаппен, слева, получил пятисекундный штраф за выезд за пределы трассы и получение постоянного преимущества после инцидента с Оскаром Пиастри.

В итоге Ферстаппен срезал второй поворот, чтобы избежать столкновения, но, не вернув позицию, «получил постоянное преимущество», по мнению стюардов.

«Стюарды рассмотрели данные системы позиционирования/маршалинга, видео, хронометраж, телеметрию и видеозаписи с бортовых камер и установили, что автомобиль № 81 [Пиастри] имел переднюю ось, по крайней мере, на уровне зеркала автомобиля № 1 [Ферстаппена] до и в апексе первого поворота при попытке обгона автомобиля № 1 по внутренней траектории. Фактически, автомобиль № 81 был рядом с автомобилем № 1 в апексе», – говорится в заявлении стюардов. «Исходя из Руководства по стандартам вождения, поворот, следовательно, был автомобилем № 81, и ему полагалось предоставить место».

«Автомобиль № 1 затем покинул трассу и получил постоянное преимущество, которое не было возвращено. Он остался впереди автомобиля № 81 и попытался развить преимущество».

Стюарды отметили, что выезд за пределы трассы и получение постоянного преимущества обычно наказывается 10-секундным штрафом, но они решили назначить пятисекундный штраф, поскольку инцидент произошел в суматохе первого поворота гонки.

Что сказали гонщики?

Пиастри, как всегда, был сдержан в оценке инцидента, сказав, что он отложил торможение до последнего момента, но не имеет претензий к гонке или решению стюардов.

«Я знал, что мне, очевидно, нужно было тормозить довольно поздно, но я знал, что у меня достаточно места, чтобы пройти поворот, – сказал Пиастри. – Мы оба затормозили очень поздно. Что касается меня, я затормозил так поздно, как только мог, оставаясь на трассе. И я думаю, что то, как это произошло, – это то, как и должно было быть рассмотрено».

Ферстаппен, в свою очередь, отказался комментировать инцидент, сказав, что ему лучше промолчать.

Действующий чемпион мира сказал, что его слова могут быть «перекручены» в социальных сетях, а также сослался на недавние руководящие принципы FIA, которые запрещают «любые слова, действия или сочинения, которые причинили моральный вред или ущерб FIA» под угрозой финансовых штрафов и потенциальных запретов на участие в гонках для рецидивистов. К сожалению, Ферстаппен почувствовал, что не может комментировать такой важный момент в гонке из-за опасения репрессий, но это может стать общей темой в этом сезоне, учитывая драконовскую позицию FIA по таким вопросам.

«Я знаю, что не могу ругаться здесь, но в то же время нельзя критиковать в любой форме, которая может “навредить” или “поставить под угрозу”… Дайте мне достать шпаргалку, – сказал Ферстаппен. – Там много строк, знаете ли? Поэтому лучше не говорить об этом – вы можете создать себе проблемы, и я не думаю, что кто-то этого хочет».

Молчание Ферстаппена означало, что руководителю команды Кристиану Хорнеру пришлось изложить позицию Red Bull, что он и сделал на своей обычной послегоночной медиа-сессии, сославшись на распечатку изображения с одной из бортовых камер Ферстаппена. Поскольку изображение было получено с камеры, установленной ниже, чем камера на дуге безопасности Red Bull, оно давало несколько иную перспективу, чем та, которая транслировалась и использовалась стюардами в ходе их расследования.

Положение двух автомобилей относительно апекса на изображении Хорнера не совсем ясно, но переднее колесо Пиастри видно и явно находится позади колеса Ферстаппена. Тем не менее, даже несмотря на то, что Ферстаппен опережает в момент, изображенный на снимке, переднее колесо Пиастри по-прежнему, по-видимому, находится на одной линии с зеркалом Red Bull, что, как отметили стюарды, было ключевым фактором при вынесении штрафа.

Для Хорнера, однако, изображение было доказательством того, что действия Ферстаппена следует рассматривать как гоночный инцидент, а не как нарушение, заслуживающее штрафа.

«Мы чувствовали, что на самом деле не сделали ничего плохого, – сказал он. – Первый поворот, гоночный инцидент, две машины идут… Я не знаю, куда он [Ферстаппен] должен был деться.

«В этот момент [на изображении] он не может просто исчезнуть. Оскар хорошо стартовал, Макс стартовал средне, они оказались [близко друг к другу], но согласно их [стюардов] правилам, переднее колесо должно быть, по крайней мере, на одной линии с зеркалом. Это очень, очень, очень, очень близко».

Он добавил: «Когда вы смотрите на это [изображение], я не понимаю, как они пришли к такому выводу. Они оба вошли на одной скорости, Оскар вошел глубоко в поворот, Макс не может просто исчезнуть в этот момент времени, поэтому, возможно, эти правила нужно пересмотреть. Я не знаю, что случилось с их подходом “дайте им гоняться на первом круге”, от него, похоже, просто отказались. Я думаю, что это было очень сурово».

Несмотря на свои протесты, Хорнер преуменьшил вероятность обращения за правом на пересмотр решения о штрафе.

«Мы разговаривали со стюардами после гонки. Они думают, что это “железный” случай», – сказал Хорнер. «Так что проблема в том, что если бы мы подали протест, то они, скорее всего, остались бы при своем мнении. Мы попросили их взглянуть на кадры с бортовой камеры, которые не были доступны в то время».

Руководитель команды McLaren Андреа Стелла согласился, что это был спорный момент, но не сомневался в обоснованности штрафа.

Оскар Пиастри, справа, и Макс Ферстаппен финишировали первым и вторым на Гран-при Саудовской Аравии в воскресенье.

«Ситуация в первом повороте была очень спорной, честно говоря, но это бизнес тонких граней, малых допусков, и на этот раз Оскар – благодаря очень хорошему старту с места и благодаря расположению машины с внутренней стороны, немного выше, чем Макс, удерживая машину в пределах трассы – получил право [на поворот], и, очевидно, в этой ситуации нельзя обгонять за пределами трассы», – сказал он. «Так что я думаю, что дело совершенно ясное. Это не должно вызывать никакой полемики, и, если что, я хочу воспользоваться возможностью подчеркнуть, насколько хорошо гоняется Оскар, он гоняется чисто, он жесткий в гонках и чрезвычайно точен».

Небольшие погрешности и большие победы

Задним числом Red Bull, возможно, стоило бы сказать Ферстаппену вернуть позицию Пиастри, чтобы избежать штрафа, а затем попытаться найти способ обойти McLaren с помощью превосходящей шинной стратегии. Однако был также веский аргумент в пользу того, чтобы остаться на чистом воздухе впереди пелотона в надежде, что Ферстаппен сможет создать пятисекундный отрыв от Пиастри и нивелировать штраф таким образом.

«Если бы мы уступили, проблема в том, что вы бы тогда ехали в грязном воздухе [за Пиастри], – сказал Хорнер. – Вы могли бы откатиться назад, но проблема в том, что вы тогда также рискуете оказаться позади Джорджа [Рассела, идущего третьим]. Лучшим решением было в тот момент, когда мы получили штраф, опустить голову и продолжать ехать».

«Я думаю, что сегодня было очень жаль, что вы могли видеть наш темп по сравнению, конечно, с McLaren или всеми другими машинами на первом отрезке на medium [шинах], мы были в хорошей форме. Нам пришлось отбыть пятисекундный штраф, а затем на том же базовом отрезке, что и Оскар, он финишировал на 2,6 секунды позади, так что без этого пятисекундного штрафа сегодня была бы победа».

«Всегда будет разница во мнениях по поводу такого незначительного решения».

Инцидент в конечном итоге решил исход гонки: Пиастри одержал свою третью победу в сезоне и возглавил чемпионат, опережая своего товарища по команде Ландо Норриса на 10 очков и Ферстаппена на 12.