Гран-при Майами показал: Формула-1 молодеет и завоевывает Америку

Preview Гран-при Майами показал: Формула-1 молодеет и завоевывает Америку

Майами-Гарденс, Флорида. – «Они болеют за меня?» – спросил Эвандер Холифилд, бывший чемпион мира в тяжелом весе, глядя с первого этажа автодрома Майами Интернэшнл на многоуровневые балконы над ним. Именно там сотни фанатов Формулы-1 проводили свой воскресный день, перегибаясь через перила и крича вниз в паддок, надеясь привлечь внимание знаменитостей, направляющихся на четвертый по счету Гран-при Майами.

«А, нет, чувак, это не для меня. Я уже не настолько молод и крут для этой публики», — сказал 62-летний «Настоящая Сделка», подмигнув, покачав головой и указав на плотную толпу людей, которая двигалась мимо, окружая кого-то невидимого извне. — «Вот как, например, тот парень».

«Тем парнем» оказался Тимоти Шаламе, 29-летний актер из «Дюны» и байопика о Бобе Дилане (не говоря уже о College GameDay). И да, очень молодая публика действительно ревела для очень молодой звезды.

Но даже номинант на Оскар не смог вызвать такого внезапного всплеска пронзительных криков, какой раздавался при виде еще более молодых людей, направляющихся на работу.

По мере того как каждый гонщик Формулы-1 поодиночке появлялся из штаб-квартир команд Ф1, построенных на поле стадиона «Хард Рок», и прокладывал путь через толпу к гаражам, где готовились их машины, уровень децибел восторженных возгласов, обрушивавшихся на них, казалось, напрямую зависел от их возраста.

«Хорошо быть молодым и быстрым», — заметил сэр Джеки Стюарт, 85 лет, наблюдая, как мимо проносятся 25-летний Ландо Норрис и представители команды McLaren, осыпаемые хором криков «ЛАНДО! ЛАНДО! СЮДА СМОТРИ!» Стюарт, трехкратный чемпион мира, продолжил: «Именно так сейчас правильно описывать Формулу-1: молодая и быстрая».

Несколько часов спустя гонка лишь подтвердила слова легенды. Норрис финишировал вторым, уступив товарищу по команде Оскару Пиастри, 24 года, тем самым укрепив их позиции 1-2 в турнирной таблице чемпионата. На подиуме к ним присоединился Джордж Рассел из Mercedes, за ним следовал действующий чемпион мира Макс Ферстаппен, обоим по 27 лет, затем Алекс Албон, относительно «старый» для 29 лет, а затем Кими Антонелли, который в пятницу стал самым молодым гонщиком Ф1, когда-либо завоевывавшим поул-позицию.

Антонелли исполнится 19 только в конце августа.

«Я 15 лет пытался заставить своих детей смотреть со мной Формулу-1 по воскресным утрам, а они всегда говорили: „Пап, заткнись, это скучно, мы хотим спать!“» — сказал житель Майами Оскар Мартинес, 48 лет, раскинув руки и ноги на сиденьях секции 301 на верхнем ярусе стадиона «Хард Рок», наблюдая за гонкой на гигантских телеэкранах внутри домашней арены «Майами Долфинс», пока сиденья дрожали от проходящей вокруг стадиона гонки. Он указал на два ряда ниже, на своих сына и дочь-подростков, оба одетые с головы до ног в «папайю» McLaren и полностью поглощенные происходящим снаружи. «Теперь они сами будят меня по воскресным утрам, чтобы смотреть Ф1, и эти билеты были единственными рождественскими подарками, которые они хотели».

Следующее предложение он крикнул достаточно громко, чтобы они его услышали.

«Она по уши влюблена в Оскара!»

«Пап, заткнись!»

Видите? Молодые. А если вернуться к мистеру Холифилду, то и крутые. За 75 лет существования Формулы-1 самая любимая в мире форма автоспорта никогда не была настолько популярной в Соединенных Штатах и, уж точно, никогда не росла так быстро среди молодежи.

Американцы массово увлеклись Формулой-1 с лета 2020 года, когда все сидели по домам, пережидая пандемию COVID-19, и, подобно «Королю тигров» и повторам «Девочек Гилмор», открыли для себя уже существующий стриминговый сериал «Drive to Survive».

Внезапно спорт, который долгое время любила преданная, но нишевая и, честно говоря, седовласая аудитория автогонок, состоящая в основном из отцов (без обид, мистер Мартинес из секции 301), стал интересен миллионам людей, которые раньше не отличали машину безопасности от песни «Safety Dance».

При мировой фанатской базе, оцениваемой в 750 миллионов человек, примерно 42% составляют люди моложе 35 лет — цифры, от которых американские серии NASCAR и IndyCar просто зеленеют от зависти.

Ф1 заявляет, что каждый второй американский фанат начал смотреть спорт в течение последних пяти лет, у нее более 20 миллионов новых поклонников, и что самая быстрорастущая демографическая группа — это женщины в возрасте от 16 до 24 лет.

Было бы легко списать всю эту статистику на нечеткую маркетинговую математику, придуманную руководящим органом, стремящимся похвастаться. Но любой, кто провел время на трибунах автодрома Майами Интернэшнл в воскресенье, имеет массу мгновенных свидетельств из личного опыта, подтверждающих эти заявления.

«Когда я была ребенком, отец потащил меня на этот стадион посмотреть на игру Дэна Марино, потому что сказал, что хочет, чтобы я могла сказать, что видела величайшего квотербека всех времен», — крикнула Лиза Донато из Форт-Лодердейла, перекрикивая проносящиеся внизу машины со своей позиции на одном из фирменных спиральных пандусов стадиона «Хард Рок». «Сначала я не хотела, но в итоге стала фанаткой на всю жизнь. У меня даже есть татуировка с номером 13. Теперь я прихожу на этот же стадион со своими детьми, и они обожают (27-летнего гонщика Ferrari) Шарля Леклера. Теперь моя дочь хочет татуировку Ferrari. Но я сказала, что она еще не доросла!»

«Ничто не радует нас больше, чем видеть здесь не только молодежь, но и целые семьи», — сказал Том Гарфинкель, который курирует Гран-при Майами и многие другие мероприятия, проводимые на стадионе «Хард Рок» и вокруг него, а также является заместителем председателя, президентом и исполнительным директором самого известного арендатора стадиона — команды «Майами Долфинс». В пятницу Ф1 объявила о знаковом продлении контракта на 10 лет, который позволит проводить Гран-при Майами до 2041 года. «Аудитория Формулы-1 стала намного шире, повсюду, но здесь, в Соединенных Штатах, это произошло драматически. Мы не являемся единственной причиной этого, но мы гордимся быть частью этой причины».

1980-е и 90-е годы были в основном бесплодными для проведения мероприятий Ф1 в США. Затем последовали годы разовых визитов. Теперь их три в год: Майами весной и поездки в Остин, штат Техас, и Лас-Вегас осенью. После последних лет разговоров о том, что все больше американских городов хотят проводить собственные уик-энды Формулы-1, похоже, что эта тройка останется в расписании на обозримое будущее. Трасса Америк в Остине имеет контракт с Ф1 до следующего сезона. Лас-Вегас уже подписал соглашение до 2032 года.

Судя по всем этим молодым людям, перегибающимся через перила, и всем тем столь же молодым людям, которым они кричали — тем, кто управляет гоночными машинами — дети в Америке просто живут этим гоночным круговоротом. И никто из них не проявляет признаков того, что в ближайшее время найдет себе другое занятие. Как было подчеркнуто — очень громко — когда Пиастри одержал свою четвертую победу в сезоне и шестую победу на Гран-при за девять месяцев, и последовавшие за этим крики с трибун стадиона «Хард Рок» на мгновение сравнялись с ревом двадцати 1000-сильных болидов снаружи.

«Безусловно, эту энергию чувствуешь. Я ее чувствую, и я, конечно, уже не юноша», — сказал в пятницу босс Red Bull Кристиан Хорнер, отвечая на вопрос о «фонтане молодости», бьющем в паддоке и вокруг него. Он является руководителем Ферстаппена и его 24-летнего напарника Юки Цуноды. «Фанаты черпают энергию от нас, но и мы черпаем ее от них».

Как сказал сэр Стюарт, хорошо быть молодым — и быстрым.

Глеб Замятин

Глеб Замятин - 32 года, спортивный журналист из Екатеринбурга. Уже 8 лет освещает события Формулы-1 и европейского футбола. Начинал с работы в местных изданиях, сейчас - штатный автор нескольких федеральных спортивных порталов.