МАЙАМИ – Добро пожаловать на Гран-при Майами, Американское Монако.
Просто прочтение этой фразы, наверное, вызвало бурю эмоций у многих любителей автоспорта. Представьте себе одновременную реакцию: смесь остановки двигателя Найджела Мэнселла в Монреале-1991 и ярости Хуана Пабло Монтойи после столкновения с оператором.
Конечно, это не сравнение один в один, это было бы преждевременно и несправедливо. Все равно что сравнивать Оскара Пиастри с Хуаном Мануэлем Фанхио или студенческие кубки. Но если взглянуть на это 4-летнее мероприятие рядом с его почти вековым “дедушкой” на Средиземноморье, как в старых автомобильных журналах, то событие этих выходных выглядит куда лучше, чем представляли те, кто в 2022 году презрительно окрестил его “Гран-при Парковки”.
Так что предлагаю взять мохито, надеть что-нибудь пастельное и выслушать мои аргументы в защиту тезиса о Майами как об Американском Монако.
Нет, болиды Формулы-1 на Гран-при Майами не мчатся по улицам набережной Саут-Бич, как в Монте-Карло. Хотя в прошлом, с 1980-х по 2015 год, именно здесь, в “Волшебном городе”, по тем же дорогам, где когда-то ловил преступников Сонни Крокетт, проходили гонки спорткаров, IndyCar и Формулы E.
Конечно, здесь нет многомиллионных яхт с полуобнаженными красавицами, покачивающихся в вековой бухте Порт-Эркюль, потягивающих шампанское и ждущих, пока болиды вылетят из тоннеля в новую шикану.
И нет, трасса не окружена знаменитыми казино с коваными решетками, притягивающими богатых, знаменитых и агентов 007.
Однако площадка, где проходит гонка F1, называется в честь казино – это Hard Rock Stadium. И там действительно собрана целая флотилия очень дорогих яхт, на борту которых очень состоятельные люди пьют очень дорогие напитки. Правда, эти яхты знамениты тем, что они не плавают по воде, а установлены на трейлерах в окружении искусственного водоема. Но, если вы там бывали (а я бывал), это действительно лучшие места на трассе Гран-при Майами. И, кстати, там прохладно! Одно из немногих кондиционируемых мест на этом душном мероприятии для болельщиков. Признаюсь, мне не пришлось платить 180 долларов за начос с карне асада или 280 долларов за роллы с лобстером – мне их предоставили для съемок в 2022 году. Но, черт возьми, это было невероятно вкусно! И поверьте на слово: не успел я вытереть остатки лимонного айоли, как в мой столик кто-то влетел, словно это был первый поворот на Сильверстоуне того же года.
— Мне нужен еще один такой эмпанада, чувак!
Это был will.i.am.
Гран-при Майами, проходящее вокруг стадиона Hard Rock команды Miami Dolphins, является уникальным зрелищем в календаре F1.
— Я не притворяюсь экспертом в автогонках, я им не являюсь. Но я точно знаю, когда что-то — это настоящая вечеринка. И эта гонка — именно такая вечеринка!
Будем откровенны, величие этапа Формулы-1 никогда не определялось исключительно самой гонкой. В серии, где один по-настоящему зрелищный обгон может сделать этап “классикой”, всегда ценилось нечто большее. Особенно это касается Монако, где обгоны стали редкостью еще в 1970-х. В последние годы даже возникали активные споры (в частности, от руководителя Red Bull Кристиана Хорнера) о целесообразности проведения Гран-при в Монте-Карло. Однако истинная привлекательность и, что важно, гарантия места в календаре этого знакового, “олдскульного” этапа — это атмосфера. Ощущение. Вайб. Тот самый золотой стандарт, по которому всегда измерялась истинная “крутость” гоночного уик-энда Формулы-1.
— Посмотрите на эту красную дорожку! Ощущение, будто мы на премьере фильма или на “Грэмми”!
— Я видел Серену и Верус раньше, и LL Cool J, — взволнованно говорил Том Круз, направляясь к стартовой решетке. Да, Коул Трикл (персонаж Круза из фильма “Дни грома” – прим. ред.) действительно побывал на Международном автодроме Майами, и делал это не раз. — Я понимаю, что эта гонка совсем новая, и знаю, что в США уже есть другие прекрасные трассы F1, но, по-моему, именно это место стало обязательным для посещения в Штатах.
Слова мистера Трикла подводят нас к важной мысли. Трасса Америк в Остине, штат Техас, существующая уже почти 13 лет, является классическим автодромом F1 и тоже привлекает немало знаменитостей (например, Мэттью МакКонахи, которого в шутку называют “мэром Остина” и “хозяином Гран-при США”). Гран-при Лас-Вегаса, который пройдет в третий раз в ноябре, непревзойден по уровню шоу и зрелищности – он, черт возьми, идет прямо по знаменитому Лас-Вегас-Стрип! Но никто не назовет эту трассу, чья конфигурация напоминает медведя с мороженого Klondike, лежащего на спине, идеальной для гонок.
(Здесь, наверное, пуристы американского автоспорта возразят: “А как же Гран-при Лонг-Бич?!” Лонг-Бич действительно великолепен. Любой, кто видел там гонки, проходящие через знаменитый “Поворот Фонтана”, знает об этом. Формула-1 проводилась там с 1976 по 1983 год, после чего трасса стала визитной карточкой серий Champ Car/IndyCar. Всем советую там побывать! Но, увы, сейчас речь идет о Формуле-1.)
Майами занимает уникальное положение среди американских этапов F1, находясь где-то между Остином и Лас-Вегасом. Конфигурация трассы, хотя и не идеальна, значительно улучшилась. Зрелищность, возможно, не сравнится с гонкой под сиянием “Сферы” или американских горок на “Стратосфере”, но у Майами есть ярко выраженная местная индивидуальность, которой недостает многим специально построенным автодромам, вроде COTA. Доказательство тому – аквамариново-коралловый колизей стадиона в самом центре трассы.
Ведь что может лучше символизировать автоспорт в США, чем гонка, проходящая вокруг стадиона, прославленного Национальной футбольной лигой?
— Лично мне очень нравится именно этот аспект места проведения, — отметил Льюис Хэмилтон, который, хотя и не является большим поклонником самой трассы Майами Автодром, явно оценил стадион Hard Rock. Этот стадион, ранее известный под множеством имен (Joe Robbie Stadium, Pro Player Park, Dolphins Stadium, Land Shark Stadium и Sun Life Stadium), является домом для команды Miami Dolphins и Университета Майами Hurricanes, а также бывшей ареной бейсбольной команды Marlins, двукратных чемпионов Мировой серии. — Когда на второй год они перенесли большую часть нашего гостеприимства и мероприятий внутрь стадиона, было невероятно выйти на поле, осознавая, сколько великих моментов здесь произошло, особенно в НФЛ.
Эта земля, освященная великими моментами американского футбола и аэробатическими передачами Дэна Марино, теперь принимает аэродинамические чудеса мощностью в 1000 лошадиных сил. Здание, где Урбан Мейер и Тим Тибо разрабатывали стратегию победы над Бобом Ступсом и Сэмом Брэдфордом в Чемпионате BCS 2009 года, теперь стало местом, где команды F1 планируют свои гоночные тактики. Гонка, проходящая по парковкам, которые осенью заполнены болельщиками НФЛ с барбекю, и сотрясающая стены арены, где Кэм Уорд готовился стать топ-выбором недавнего драфта НФЛ, на этих выходных увидит болиды McLaren, Red Bull и Ferrari, буквально преследующие друг друга (“драфтинг”) и устраивающие свой собственный “пикник”, преодолевая почти 3,5 мили и 19 поворотов за 90 секунд.
Это юг Франции? Нет. Это юг Флориды. И это прекрасно. Потому что если это достаточно хорошо для Брэда Питта, Шакиры и Макса Ферстаппена, то Американское Монако должно быть более чем достаточно крутым и для всех нас, простых смертных Майами.
— Идея создания этой гонки заключалась в том, чтобы продемонстрировать не только то, что мы любим в гонках, но и то, что мы любим в Майами, — говорит Эмерсон Фиттипальди, двукратный чемпион мира Формулы-1 и многолетний житель Майами. Сам он никогда не побеждал в Монако, но завоевал там поул и трижды поднимался на подиум. Также Фиттипальди финишировал в десятке лучших в Гран-при Майами в серии Champ Car в 1987 году. — Этот гран-при — это замечательный отдых на гоночной трассе. Я уверен, что любой, кто приезжает на это мероприятие или уже был здесь, подтвердит это. А кто же не хочет отлично провести время?