Когда в июне прошлого года Alpine объявила о возвращении Флавио Бриаторе в менеджмент команды, в пресс-релизе говорилось, что недавно назначенный исполнительный советник будет «преимущественно сосредоточен на областях высшего уровня». Менее чем через год его присутствие отчетливо прослеживается во всех аспектах деятельности команды, принадлежащей Renault, от отказа от программы разработки двигателя на 2026 год до кардинальных изменений в составе пилотов за последние 24 часа. А после ухода руководителя команды Оли Оукса во вторник, Бриаторе, к лучшему или худшему, снова находится за рулем.
Возвращение Бриаторе в команду, с которой он добился чемпионских успехов два десятилетия назад, всегда было предопределено быть спорным. В 2009 году FIA пожизненно дисквалифицировала итальянца за его роль в скандале “Крэшгейт” на Гран-при Сингапура 2008 года, когда Бриаторе поручил Нельсону Пике-младшему намеренно разбить машину, чтобы вызвать появление машины безопасности, что помогло Фернандо Алонсо выиграть гонку. Позднее, в 2010 году, французский суд отменил его дисквалификацию. И хотя Бриаторе оставался влиятельной фигурой в Ф1 на протяжении последующих лет, только прошлым летом он снова напрямую включился в управление командой.
Отставка Оукса — по «личным причинам», согласно последующему сообщению Alpine в социальных сетях в среду — означает, что Бриаторе вновь возьмет на себя повседневное управление командой в Энстоуне. Имея теперь предпочтительный состав пилотов в лице Пьера Гасли и Франко Колапинто, 75-летний итальянец снова непосредственно контролирует команду, пользуясь поддержкой генерального директора Renault Луки де Мео.
Что именно выйдет из хаоса последних 24 часов в Alpine, пока совершенно неясно. Известный своей жесткой манерой управления, Бриаторе вполне может принести краткосрочные выгоды, но долгосрочные перспективы команды остаются такими же туманными, как и прежде.
Колапинто вместо Дуэна
Недавние события в Alpine не станут сюрпризом для тех, кто помнит Бриаторе в его расцвете в середине 2000-х. Будучи руководителем команды Renault в 2004 году, он уволил Ярно Трулли после того, как итальянец, единственный, кто принес команде победу в Монако в том же году, не набрал ни одного очка за пять последовательных гонок. Чемпион мира 1997 года Жак Вильнёв был привлечен на замену Трулли на последние три гонки сезона, но с трудом адаптировался к болиду R24 и не смог финишировать выше 10-го места — за пределами очковой зоны того времени.
Конечно, есть несколько отличий в последней смене пилота в Энстоуне. Новичок Джек Дуэн получил всего семь гонок (включая его дебют на прошлогоднем Гран-при Абу-Даби), чтобы показать результат, а его замена, Колапинто, получила всего пять гонок, чтобы доказать свою состоятельность.
Однако, хотя формально дверь для возвращения Дуэна остается открытой, дополнительное спонсорство, которое Колапинто приносит команде, а также неудобный момент для обмена посреди сдвоенного этапа в Шпильберге и Сильверстоуне, предполагают, что аргентинцу придется выступить крайне слабо, чтобы снова потерять свое место до Гран-при Великобритании в июле.
Справедливо ли было отстранять Дуэна после всего лишь шести гонок? На первый взгляд, выступления австралийца были неубедительными. На его счету ноль очков по сравнению с семью у его напарника Гасли, при этом его лучшим результатом стало 13-е место на Гран-при Бахрейна, где он большую часть гонки держался в первой десятке.
До этого он сошел с дистанции в первом раунде на своей домашней трассе в Австралии, столкнулся с Габриэлем Бортолето на последнем круге спринта в Китае и потерпел серьезную аварию на тренировке Гран-при Японии, когда оставил DRS открытым в первом повороте, который проходится на скорости 265 км/ч. Совсем недавно, и, возможно, это стало последней каплей для руководства Alpine, он выбыл из воскресной гонки в Майами, столкнувшись с Лиамом Лоусоном в первом повороте.
В защиту Дуэна следует отметить, что его скорость в квалификации была вполне приличной: средний разрыв с напарником Гасли составлял 0,314 секунды как в стандартных квалификациях, так и в спринт-квалификациях. Более того, в Майами в субботу Дуэн впервые опередил Гасли в квалификации (не в спринте), что свидетельствует о прогрессе, которого можно ожидать от новичка в первой четверти его дебютного сезона.
Выступления Дуэна также следует рассматривать с учетом давления, под которым он находился с момента подписания Бриаторе контракта с Колапинто на условиях аренды из Williams в январе. Еще до того, как он сел за руль новейшей Alpine на предсезонных тестах, австралиец сталкивался с вопросами о своем будущем на фоне слухов о том, что Колапинто заменит его в течение первых пяти гонок сезона.
Alpine оказала Дуэну некоторую медийную поддержку, но показательно, что Оукс не исключал возможности ранней смены пилота по ходу сезона. Более того, все, кто имел отношение к команде, включая спонсоров, поддерживающих Колапинто, постоянно намекали, что переход планируется примерно к моменту проведения Гран-при Майами.
Возможно, наиболее показательной предсезонной цитатой стали слова руководителя команды Williams Джеймса Воулза, который ясно дал понять, что отпустил Колапинто в Alpine, чтобы предоставить аргентинцу лучший шанс выступить в Формуле-1 в этом году.
«Я хотел, чтобы он гонялся в 2025 или 2026 году», — сказал Воулз, объясняя, что текущий состав его пилотов (Алекс Албон и Карлос Сайнс) не дает возможности продвинуть Колапинто в обозримом будущем. «Его лучший шанс — с Alpine, с точки зрения [получения гоночного места в Ф1], поэтому он там. И я не говорю это в ущерб Джеку. Я надеюсь, что у Джека все сложится успешно.
«Но в конечном итоге Франко — мой пилот, которого я хочу видеть обратно в машине. Через определенное время он вернется в Williams. Этот период времени не является четко установленной границей, о которой я могу с уверенностью сказать вам. Но я могу сказать, что в какой-то момент он вернется в Williams».
В среду Бриаторе заявил, что новая ротационная политика пилотов Alpine направлена на «полную и справедливую оценку пилотов» в преддверии возможности, предоставленной значительным изменением регламента Формулы-1 в 2026 году. Но поскольку Williams, похоже, может потребовать возвращения Колапинто в ближайшие годы, Alpine может в итоге предоставить ценный гоночный опыт пилоту, который все равно вернется к одному из ее основных соперников, когда достигнет своего расцвета.
Тем временем, будущее и уверенность Дуэна, который является единственным юниором, продвинутым на гоночное место в истории молодежной академии Alpine, находятся под серьезным вопросом.
Что дальше для Alpine?
Хаос последних 24 часов вполне соответствует стилю Alpine. С момента возвращения в качестве полноценной заводской команды в 2016 году, коллектив под брендом Renault, который был переименован в Alpine в 2021 году, ни разу не финишировал выше четвертого места в Кубке конструкторов, выиграл всего одну гонку и завоевал лишь девять подиумов. Он также упустил нынешнего лидера чемпионата, Оскара Пиастри, который в 2022 году перешел из его молодежной академии к конкурентам из McLaren — шаг, который теперь выглядит еще более досадным, учитывая текущую форму Пиастри и борьбу Alpine за поиск эффективного напарника для Гасли.
Смена руководства команды является наиболее очевидной причиной ее неудач, с особенно быстрой текучкой топ-менеджеров за последние два года. Дверь для ухода открыл выход генерального директора бренда Лорана Росси в июле 2023 года, за которым через неделю последовали руководитель команды Отмар Сафнауэр, технический директор Пэт Фрай и спортивный директор Алан Пермейн.
После этого исхода Брюно Фамен был назначен временным руководителем команды, а затем был полностью утвержден в этой роли позднее в том же году. Во время его пребывания на посту ушли технический директор Мэтт Харман и глава отдела аэродинамики Дирк де Беер, прежде чем сам Фамен покинул свой пост почти ровно через год после начала работы.
Уход Фамена совпал с решением Renault Group свернуть программу разработки двигателя для Формулы-1 к 2026 году и закупать силовые установки Mercedes в соответствии с новым регламентом. Это решение, принятое по согласованию с недавно назначенным Бриаторе, положит конец 49-летней истории команды как производителя двигателей Формулы-1 в конце этого сезона.
Оукс присоединился к Alpine в качестве замены Фамена, а продвижение Дуэна на гоночное место в 2025 году стало одним из первых важных объявлений во время его пребывания в должности. Однако, поскольку Бриаторе уже был на месте, власть Оукса в команде всегда, казалось, зависела от одобрения сверху.
После первоначального заявления Alpine о том, что команда не будет комментировать причины ухода Оукса, Alpine и Бриаторе на следующий день опубликовали сообщения в социальных сетях, опровергая сообщения о разногласиях.
«За последние 24 часа было сказано много неверного, связывающего решение Оли уйти в отставку с предполагаемым разногласием или тем, что у нас были разные точки зрения», — сказал Бриаторе. «Это полностью ложно и далеко от истины».
Оукс добавил: «Это мое личное решение уйти. Флавио был для меня как отец, он всегда меня поддерживал с момента, как я вступил в должность, а также дал мне эту возможность. Все готовы к 2026 году и к тому, где мечта должна быть».
Недостигнутый потенциал команды Alpine F1 остается самым большим разочарованием. Несмотря на смены руководства, в Энстоуне по-прежнему работает преданный своему делу и талантливый персонал, который, несомненно, мог бы добиться большего при наличии прочного и последовательного управленческого курса.
Хотя переход на моторы Mercedes в следующем году означает конец статуса Alpine как заводской команды, это может дать значительный прирост производительности по сравнению с конкурентами, не использующими двигатели Mercedes, в начале 2026 года. Чтобы воспользоваться этой возможностью, команде прежде всего необходима стабильность.
Предоставит ли новая эра под руководством Бриаторе эту стабильность или просто принесет еще больше месяцев потрясений, покажет время.