СУЗУКА, Япония – Безупречно. Волшебно. Вдохновляюще. Какими бы словами вы ни описывали победу Макса Ферстаппена на Гран-при Японии – а превосходные степени звучали на протяжении всех выходных – это было нечто особенное.
Воскресная гонка не была классикой в обычном понимании, но уикенд Ферстаппена стал классикой иного рода. Эта победа была построена на фундаменте потрясающего квалификационного круга, который позволил опередить McLaren и завоевать поул-позицию в субботу, а затем на фирменном темпе и непоколебимом хладнокровии, которые держали обе оранжевые машины на расстоянии вытянутой руки в воскресенье, даже когда общее мнение гласило, что именно у них сейчас лучший болид в пелотоне Формулы-1.
Говоря по радио сразу после клетчатого флага, бессменный гоночный инженер Джампьеро Ламбьязе кратко подытожил выступление Ферстаппена: «Это безупречно. Просто безупречно, Макс. Фантастика». Трудно было не согласиться. За исключением короткого периода во время пит-стопов и опасного момента с Ландо Норрисом на выезде с пит-лейн, Ферстаппен полностью контролировал ход гонки, лидируя.
Эта победа позволила Ферстаппену сократить отставание от Норриса в чемпионате до одного очка после трех гонок, что является выдающимся достижением, учитывая темп McLaren в начале сезона и продолжающиеся проблемы Red Bull с болидом RB21. Эти выходные еще больше укрепили его растущую легенду как человека, способного творить чудеса с любой машиной, которой ему приходится управлять.
Никаких сомнений
Перед Гран-при Японии в центре внимания оказалось решение Red Bull посадить Ферстаппену третьего напарника всего за четыре гонки, заменив Лиама Лоусона на Юки Цуноду. Последний стал очередной жертвой «отравленной чаши», которой является второе место в Red Bull, финишировав последним и в спринте, и в Гран-при Китая. Цунода на самом деле начал уикенд довольно сильно по темпу, показав результаты, близкие к Ферстаппену на обеих пятничных тренировках, но неудачный круг во втором сегменте квалификации отбросил его далеко назад, когда это было особенно важно.
Невероятный поул-круг Ферстаппена в третьем сегменте квалификации подчеркнул контраст между новыми напарниками. Двукратный чемпион мира и победитель «24 часов Ле-Мана» Фернандо Алонсо, один из самых разносторонних гонщиков современной эпохи, с восхищением наблюдал в пресс-центре за разворачивающимися событиями, когда имя голландца поднялось на верхнюю строчку табели о времени.
«Он выдающийся гонщик. Он доказывает это каждые выходные, – сказал Алонсо. – Снимаю шляпу. Думаю, круг, который он проехал сегодня, – это только его заслуга. Я считаю, что машина явно не на уровне, чтобы бороться за поул или даже за топ-5. Но ему удается показывать волшебные круги и проводить волшебные уикенды. На данный момент он лучший, он ориентир для всех нас, и нам нужно продолжать совершенствоваться, чтобы достичь этого уровня».
Этот растущий уровень отсчета в конечном итоге стал основной проблемой Red Bull со вторым болидом. Поколенческий талант Ферстаппена был очевиден с того момента, как он впервые сел за руль болида Формулы-1, но его способность пилотировать всё – и, как часто говорят в Red Bull, даже за пределами – естественного лимита, становилась все более и более очевидной в последние сезоны. В 2024 году он начал с доминирующей машиной, но его победа в чемпионате основывалась на стабильных очках, которые он набирал, когда сезон Red Bull начал разваливаться. Напарники по команде просто не могли угнаться за ним.
Простой, и, возможно, чересчур упрощенный способ объяснить философию дизайна болидов Red Bull может звучать так: «Если он может на нем ехать, мы это построим». Очевидным результатом стали четыре чемпионских титула. Последствия этого проявились в прошлом году, когда RB20 стал более сложным в управлении, капризной машиной, которую даже Ферстаппен к лету начал ненавидеть. Форма Серхио Переса резко упала, и Red Bull упустила Кубок конструкторов – Ферстаппен смог набрать необходимые очки, при этом блистательно побеждая на таких трассах, как Бразилия, и завоевать свой четвертый подряд личный титул.
Насколько плох RB21, остается открытым вопросом в паддоке Формулы-1 – отсутствие хорошей отправной точки в лице второго болида затрудняет ответ. Вечный вопрос о противостоянии гонщика и машины витает на протяжении всей истории Формулы-1, и вы найдете в паддоке людей, которые скажут, что Red Bull гораздо лучше, чем принято считать. Независимо от того, какой точки зрения вы придерживаетесь, мало кто в Red Bull мог вспомнить более впечатляющее общее выступление.
«Думаю, это один из лучших уикендов Макса, которые у него были, – сказал в воскресенье руководитель команды Red Bull Кристиан Хорнер. – Мы буквально перевернули машину с ног на голову, с точки зрения настроек. Он очень усердно работал с инженерной командой. Наконец, мы смогли предоставить ему машину, которую он смог использовать в третьем сегменте квалификации вчера, показав потрясающий круг. А затем конвертировать это сегодня в тяжелую победу, в честной борьбе. Он отстает всего на одно очко в чемпионате пилотов. Нам удалось вывести машину в достойное окно, и тогда Макс Ферстаппен продемонстрировал, почему у него на машине номер 1».
Похвала в адрес Ферстаппена звучала громче всего в субботу, но его место на вершине подиума в окружении двух гонщиков, которых большинство экспертов считают главными претендентами на чемпионский титул, стало достойным отражением уважения, которым он пользуется во всем паддоке.
На вопрос ESPN в воскресенье, чувствует ли он, что то, что он делает с RB21, так же особенным для него, как и для всех, кто наблюдает за этим, голландец ответил: «Да, чувствую. Это также означает, что меня это действительно волнует, даже несмотря на то, что, конечно, начало года для нас было не самым легким. Вы знаете, мы не там, где хотим быть с точки зрения производительности. Думаю, это не секрет. Но да, эти выходные, да, были действительно, просто очень, очень хорошими.
Я не слушаю ни позитив, ни негатив. Я просто посередине, знаете ли, поэтому я просто сосредотачиваюсь на своих собственных выступлениях. И да, просто продолжаю работать, продолжаю гнуть свою линию».
Сможет ли Ферстаппен сделать борьбу за титул трехсторонней?
В трех гонках три разных гонщика конвертировали поул-позицию в победу: Норрис в Австралии, Пиастри в Китае и теперь Ферстаппен в Японии. Эти трое мужчин разделили подиум в Сузуке. Норрис отверг разговоры о том, что у McLaren есть непобедимая машина, назвав их «нонсенсом» во время медиа-дня в Сузуке в четверг, и очевидно, что команда рассматривает воскресного победителя как третье колесо в их разгорающейся внутрикомандной борьбе за титул.
«Мы относимся к Максу и Red Bull как к воинам, – заявил в воскресенье руководитель команды McLaren Андреа Стелла. – Когда Макс поднимает планку так высоко, нужно идеально проходить квалификационные круги и выжимать каждую возможную миллисекунду».
Макс Ферстаппен из Red Bull, а также Ландо Норрис, Оскар Пиастри и Шарль Леклер делятся впечатлениями о Гран-при Японии.
Сможет ли Ферстаппен остаться в борьбе, возможно, станет главной интригой этого отрезка сезона, особенно если Red Bull сможет добиться от своей машины того же, чего McLaren удалось достичь со своей 12 месяцев назад. Отвечая в воскресенье на вопрос, считает ли он, что Ферстаппен сможет бороться до конца года, Алонсо вспомнил свой сезон 2012 года, когда он, как известно, мучительно не дотянул до третьего чемпионского титула на машине, которая считалась второй, третьей и четвертой по скорости на разных этапах сезона.
Покачав головой в ответ на вопрос, Алонсо сказал: «Не знаю, я был в такой ситуации, я боролся за чемпионство мира на четвертой по скорости машине, так что, знаете, в конце концов это сложно, как мне было сложно победить [Себастьяна] Феттеля. Надеюсь, он сможет бороться до конца, но им нужно немного улучшить машину.
Он выиграл четыре [чемпионата], так что он может бороться и на немного менее конкурентоспособной машине, но да, это тяжело, и я думаю, что люди не осознают, насколько это сложно и насколько идеально нужно проводить каждые выходные, и он делает это пока что. Это напоминает мне мой 2012 год в некотором роде, когда машина была не так хороша, а мы боролись за чемпионство, но чтобы выиграть его в конце, посмотрим, надеюсь, у него получится».
Борьба в McLaren также пойдет на пользу Ферстаппену. Пиастри впечатляюще начал сезон, и его темп стал намного ближе к Норрису (и на более стабильной основе), чем в прошлом году. Тот факт, что австралиец намекал на обмен позициями с Норрисом на заключительных этапах гонки, дает дразнящий намек на головную боль, которую McLaren предвидит от своих двух мегаталантливых гонщиков по мере развития сезона.
Как всегда бывает, когда напарники по команде борются за чемпионство, переломный момент – это вопрос времени, а не «если», особенно в сезоне из 24 гонок. Любой гонщик из команды-соперника выиграет от такой ситуации – для такого талантливого гонщика, как лидер Red Bull, это может стать идеальной возможностью обеспечить себе реальный шанс на пятый титул, независимо от того, насколько команда улучшит машину.
Ферстаппен отреагировал на предположение о своей борьбе за чемпионство в своей обычной манере. Когда его спросили, является ли сезон 2025 года трехсторонней борьбой, он ответил: «Не знаю. Я имею в виду, что еще… это очень длинный сезон. Многое может случиться, верно? Я думаю, что важно всегда стараться просто максимизировать свои результаты. Это единственное, что вы можете контролировать. Так что это то, что я постараюсь делать».
Возможно, он и не кричит об этом, но величие Ферстаппена говорит само за себя – сдержанное, неумолимое и невозможное для игнорирования.