Нате Саундерс

Огненная авария Ромена Грожана на Гран-при Бахрейна пять лет назад остается одной из самых шокирующих в истории Формулы 1.

Она создала один из самых запоминающихся образов современной Ф1: пилот команды Haas, выходящий из пламени через 27 секунд после того, как оказался в ловушке внутри машины. Удивительно, но, учитывая серьезность аварии, француз получил ожоги рук, но никаких других травм.

Выживание Грожана казалось нелогичным. Он сильно врезался на высокой скорости, и его машина раскололась надвое. Его автомобиль взорвался пламенем, и он провел невероятно долгое время в горящих обломках. Эта авария и выживание пролили свет на инновации в области безопасности Ф1, которые спасают жизни уже много лет.

Авария

На 1-м круге Грожан столкнулся с Даниилом Квятом, когда оба выезжали из шиканы, открывающей трассу Бахрейн Сахир. Машину Грожана развернуло вправо, носом в барьеры. Машина разорвалась надвое: передняя часть пробила ограждение, попав в смятую сетку из углеродного волокна, а задняя часть улетела дальше вдоль барьеров. Машина мгновенно вспыхнула.

Расследование FIA показало, что Грожан врезался в барьер на скорости 192 км/ч (119 миль/ч) под углом примерно 22 градуса к нормальному направлению движения. Результирующая пиковая сила была эквивалентна 67 g. Для сравнения, гонщик испытывает около 6 g при резком торможении с максимальной скорости.

Грожан смог выбраться из машины самостоятельно. К тому моменту, как он это сделал, медицинская машина Ф1 уже прибыла на место происшествия, и доктор Ян Робертс был там, чтобы помочь вытащить Грожана в безопасное место. Это был едва ли верибельный визуальный момент, но выживание француза, его выход из пламени, стало заслугой многочисленных технологических инноваций, разработанных FIA и Ф1 в последние десятилетия.

Как оказалось, жизнь Грожана была спасена несколько раз за доли секунды благодаря многочисленным технологиям.

Кокон из углеродного волокна

Самое очевидное, с чего стоит начать, это капсула выживания. Также известная как монокок, она стала одним из важнейших элементов оборудования безопасности в современной Формуле 1. Она стала обычным явлением с начала 1980-х годов, впервые появившись на McLaren Джона Барнарда в 1981 году.

Краш-тесты, которым команды подвергаются перед началом сезона, сосредоточены на этой части автомобиля, и сегодня монокок является последней линией защиты между гонщиком и трассой. Вероятно, он спас больше жизней, чем ему отдают должное.

До появления монокока из углеродного волокна кабина вокруг машины Грожана превратилась бы в фарш. Скорее всего, его ноги и туловище стали бы основными амортизаторами в такой аварии.

Монокок, построенный как кокон, изготовлен из тканого углеродного волокна и смолы, и спроектирован так, чтобы быть нерушимым. Авария Грожана стала лучшим тому примером: он остался целым при ударе почти в 67 g, хотя сам Haas VF-20 раскололся надвое. Грожан остался в пределах капсулы безопасности, его тело было защищено от серьезных травм.

Устройство HANS

Когда машина Грожана совершала быстрые замедления, связанные с такими ударами, сработало еще одно нововведение.

Устройство поддержки головы и шеи (HANS), надеваемое на шею гонщиков, может показаться громоздким, когда гонщики впервые выбираются из кабины, но его роль essential. Устройство HANS по сути предотвращает резкие или неконтролируемые движения головы, предотвращая хлыстовые травмы или что-то еще хуже. В аварии, связанной с такими силами, устройство HANS может предотвратить переломы шеи и черепа.

HANS не был повсеместно принят, когда был представлен – печально известная смерть Дейла Эрнхардта на Daytona 500 в 2001 году ускорила его признание в качестве неотъемлемой части гоночной кабины. Поскольку ноги и туловище Грожана были защищены капсулой выживания, а шея защищена устройством HANS, еще одна некогда оклеветанная технология проявила себя в том, что могло стать ее звездным часом.

Halo: от скептика к верующему

Возможно, самое значительное нововведение в области безопасности в новейшей истории Формулы 1, устройство Halo для кабины, коренным образом изменило этот вид спорта. С момента своего основания в 1950 году автомобили Ф1 имели открытые кабины. Стремление к дополнительной защите гонщиков ускорилось в 2009 году, когда Генри Сертис погиб от летящего колеса в гонке Формулы 2, незадолго до того, как Фелипе Масса получил травму, угрожающую жизни, когда отлетевшая пружина ударила его по голове во время практики перед Гран-при Венгрии.

7-килограммовое титановое устройство было разработано, чтобы выдерживать 12 тонн силы. В преддверии внедрения Halo в 2018 году FIA заявила, что на него можно уронить один из знаменитых лондонских красных автобусов, и он не сломается. Технология разделила мнения. Грожан был ярым критиком, говоря: “Я не думаю, что ему есть место в Ф1”.

В тот день в Бахрейне Halo оказался жизненно важным. В эпоху до Halo голова Грожана была бы открыта для ограждения, в которое врезалась его машина на скорости 119 миль в час. Несомненно, это был один из аспектов технологии, который спас ему жизнь. Это был переломный момент в отношении Грожана к устройству.

Опубликовав сообщение из больничной койки на следующий день, Грожан написал: “Я был против Halo несколько лет назад, но я думаю, что это величайшее, что мы привнесли в Формулу 1, и без него я не смог бы говорить с вами сегодня”.

Извлечение

В основе устройства Halo лежит тест на извлечение. Перед началом сезона все гонщики должны уметь отстегнуться, освободить кабину и выбраться из машины за 10 секунд. Реальный тест Грожана оказался несколько медленнее. Когда его машина остановилась, он ужаснулся: он застрял в машине из-за своего левого ботинка. Окруженный пламенем и дезориентированный, его нога не освобождалась, пока он не вытащил ее из ботинка силой.

Учитывая обстоятельства, возможно, неудивительно, что ему потребовалось три попытки, чтобы выбраться из машины, но хореография извлечения настолько вбита в голову гонщикам, что стала второй натурой. Грожан провел 28 секунд, а не 10, и все же выбрался живым.

Противопожарная защита

Визуально самой шокирующей частью аварии был огромный огненный шар, который возник, когда машина прорвалась через барьеры. То, что Грожан отделался лишь ожогами рук, считалось minor miracle. В предыдущие десятилетия гонщики получали ужасные травмы от огня в авариях.

Температура пламени, в котором оказался Грожан, может колебаться от 800 до 1000 градусов Цельсия. Гонщик Haas был одет в комбинезон Alpinestars из Nomex, огнестойкого материала, используемого в гоночных комбинезонах на протяжении десятилетий.

Новый дизайн комбинезона был разработан к сезону 2020 года, с уверенностью, что garment может предотвратить серьезные травмы от таких экстремальных температур в течение примерно 18 секунд. 27 секунд Грожана в машине намного превысили этот показатель. В 2021 году FIA внедрила новые перчатки, определив эту область как одно из немногих оставшихся слабых мест, которые выявила его авария. Руководящий орган продолжает добиваться успехов в этой области с тех пор.

Секунды имеют значение: медицинская машина и спасательная команда

В Формуле 1 есть своеобразная традиция, которая на первый взгляд может показаться неуместной в виде спорта, построенного на скорости. В начале каждой гонки есть дорожная машина, намеренно следующая за пелотоном: медицинская машина Ф1. Управляемая Аланом ван дер Мерве, с доктором Яном Робертсом на пассажирском сиденье, задача машины проста: как можно быстрее добраться до места любой аварии на первом круге.

Эта особенность, возможно, спасла жизнь Грожана.

В тот момент, когда его машина исчезла в вспышке оранжевого пламени, медицинская машина ускорилась. Через 11 секунд Ван дер Мерве припарковался у обломков. Робертс побежал к пеклу с огнетушителем, не зная, жив ли еще водитель внутри. Когда Грожан появился, выбираясь из огня, Робертс помог оттащить его от обломков.

Вокруг них маршалы заливали зону огнетушителями, придавая сцене сюрреалистический, почти театральный туман. Однако никакого представления не было, только молниеносные действия, которые спасли жизнь.