Если давление нынешней борьбы за титул чемпиона беспокоит Оскара Пиастри, то по его общению с прессой этого совершенно незаметно.
Даже после недавнего контакта колесо в колесо с Ландо Норрисом на Гран-при Сингапура — инцидента, который потенциально мог повлиять на борьбу за чемпионство между двумя товарищами по команде McLaren — он оставался удивительно невозмутимым перед журналистами. Его комбинезон McLaren был ещё влажным от пота после 90 минут гонки на одном из самых физически изнурительных этапов Формулы-1, но Пиастри решительно пресекал попытки прессы разжечь его скрытые эмоции.
На вопрос, изменит ли это столкновение, произошедшее из-за попытки Норриса обойти Пиастри по внутренней траектории на первых трёх поворотах, его манеру гоняться со своим товарищем по команде в будущем, он ответил одним словом, полностью лишённым эмоций.
«Нет».
Хорошо, это понятно, но как насчёт такого: беспокоило ли его то, что Норрис, который не получил выговора от McLaren за контакт в соответствии с внутренними правилами команды, возможно, получает преференциальный режим?
«Нет», — снова прозвучало без малейшего дрожания в голосе.
Ладно, но не беспокоит ли его, что по мере нарастания давления в борьбе за титул команде станет трудно оставаться честной и беспристрастной?
«Нет», — отрезал он. «Нисколько».
Каждый ответ был настолько выверенным, что невозможно было понять истинные мысли Пиастри. По командному радио во время гонки он довольно ясно выразил свои возражения против манёвра Норриса, но, когда ему представилась возможность «ввернуть нож» перед мировыми СМИ, он отказался.
Это черта характера, которая одновременно увлекает и обезоруживает. Она свидетельствует об уровне зрелости, не свойственном 24-летнему Пиастри — всего три из которых он провёл в F1 — но её не следует путать с безразличием. В то время как одни гонщики негодуют и бушуют, когда события складываются против них, Пиастри, кажется, обращает ход событий в свою пользу.
Его гоночный инженер Том Сталлард — голос на другом конце радиосвязи между боксами и болидом во время гонок — считает, что Пиастри тщательно подбирает слова, поскольку знает, что это может стать его конкурентным преимуществом.
«Он такой, потому что сам выбирает быть таким, и потому что он ценит это в себе как личность, поэтому он всячески старается соответствовать этому», — говорит Сталлард. «Возможно, здесь есть доля как природы, так и воспитания, но я думаю, что это сознательный выбор, и он очень успешно над этим работал».
«Я имею в виду, он человек [поэтому эмоции присутствуют], но он осознаёт, какие эмоции будут позитивными, а какие — негативными, и он невероятно сосредоточен на достижении того, чего хочет, до такой степени, что будет контролировать подобные вещи, чтобы гарантировать свой успех».
Руководитель команды McLaren Андреа Стелла, который тесно сотрудничал с такими великими гонщиками, как Михаэль Шумахер и Фернандо Алонсо, также считает, что Пиастри сохраняет контроль над собой, чтобы получить конкурентное преимущество.
Способность Оскара Пиастри управлять своими эмоциями помогла ему возглавить чемпионат пилотов F1 в 2025 году.
«Если говорить о зрелости в управлении эмоциями, это зависит от возраста, но также и от того, как вы формировались с юных лет — какая у вас личность», — говорит Стелла в отдельном интервью. «И я думаю, что Оскар очень чётко умеет ограничивать развитие эмоций внутри себя и то, как эти эмоции проявляются и становятся видимыми».
«Я считаю, что это совершенно другое понятие, нежели отсутствие эмоций. Было бы совершенно неверно так думать. Речь идёт об осознании своих эмоций, о том, как вы на них реагируете, насколько явно их проявляете. Я думаю, что именно в этом проявляется черта Оскара как контролирующего себя человека; дело не в самих эмоциях или их интенсивности, а в управлении ими».
Будущий чемпион
Происхождение этой черты характера, несомненно, сложное, но, как отмечает Стелла, она, вероятно, сформировалась в раннем возрасте.
Семья Пиастри рассказывает истории о двухлетнем малыше, который был настолько одержим автомобилями, что мог указать на любой значок на капоте или багажнике и правильно определить марку. По вечерам единственными сказками на ночь, которые убаюкивали его, были книги об автомобилях, а на следующее утро он мог назвать мощность и максимальную скорость своих любимых моделей.
Его первый шаг к гонкам произошёл в шесть лет, когда его отец, Крис, вернулся из командировки в США с радиоуправляемым монстр-траком. Он мгновенно стал любимой игрушкой юного Оскара и вскоре привёл его в мир соревнований по радиоуправляемым гонкам на национальных чемпионатах.
«Мой папа вернулся с этим радиоуправляемым монстр-траком, и я начал катать его по заднему двору, школьному стадиону, а однажды даже по трассе для BMX», — вспоминает Пиастри. «И как только я стал более-менее справляться с управлением, папа спросил, не хочу ли я погонять, потому что у него тоже был такой. Так мы начали гонять для развлечения, и это привело к более серьёзным соревнованиям на радиоуправляемых машинах в течение трёх-четырёх лет».
Пиастри выиграл свой первый национальный чемпионат по гонкам на радиоуправляемых машинах в возрасте 9 лет. Используя лишь свою исключительную зрительно-моторную координацию, он смог управлять 110-километровым радиоуправляемым автомобилем и обыгрывать гораздо более опытных соперников, многие из которых были взрослыми мужчинами в возрасте от 20 до 30 лет. Это было его любимое хобби до того дня, как он впервые сел в картинг.
«Иногда на радиоуправляемых машинах, особенно тогда, нельзя было ездить под дождём, — рассказывает Пиастри. — Поэтому бывало несколько раз, когда мы гоняли по средам каждую неделю, и иногда гонки отменялись из-за дождя, и мой папа вместо этого начинал возить меня на трассу для прокатного картинга».
«И да, после нескольких таких заездов кто-то спросил, не хочу ли я попробовать настоящий карт, и тогда мне пришлось ехать. Очень быстро радиоуправляемые машины отошли на второй план».
К 13 годам он уже добился успехов в картинге на национальном уровне, но чтобы проложить путь к F1, ему нужно было покинуть Австралию. В 2014 году он начал гоняться в Европе, но это сопровождалось долгими перелётами обратно на родину и было просто неустойчиво. Следующий шаг по гоночной лестнице требовал гораздо больших эмоциональных и финансовых жертв, включая отправку Пиастри жить в школу-интернат в Великобритании.
Хотя Пиастри в то время об этом не знал, его отец взвешивал будущее карьеры Оскара, наблюдая, как его 13-летний сын занимает 21-е место на стартовой решётке финала чемпионата мира IAME X30 2014 года в Ле-Мане, Франция. Крису нужно было убедиться, что эти жертвы того стоят. Ему нужно было увидеть выступление, которое убедило бы его, что у Оскара есть всё необходимое для успеха.
«Да, та гонка была довольно значимой», — вспоминает Пиастри. «Это была моя первая международная гонка, и, знаете, 2014 год был как бы первым годом, когда я начал добиваться большего успеха. Тогда я особо не знал, но это был своего рода тест на то, как я с этим справлюсь».
Когда Пиастри прорвался сквозь пелотон, чтобы взойти на подиум и установить быстрейший круг, решение Криса было принято.
«Мне очень понравился этот опыт, — говорит Пиастри. — Очевидно, что когда ты уходишь с подиумом, это ещё лучше».
«Но я думаю, что это был своего рода тест для моих родителей, или, особенно, для моего отца, на то, как я справлюсь с этим и достаточно ли я хорош, чтобы по-настоящему гнаться за этим. И да, я думаю, что результат того уик-энда немного прояснил ситуацию».
Два года спустя Пиастри поступил в престижную школу-интернат Хейлибери в Великобритании, которая стала его новым домом вдали от семьи в Австралии. Его родители навещали его, когда могли, и старались присутствовать на важных гонках, но по сути он был предоставлен сам себе в погоне за мечтой стать профессиональным гонщиком.
В свой первый год в новой школе он провёл более 100 дней на картодромах по всей Европе, поскольку его гоночные результаты продолжали набирать обороты наряду с учёбой. Но, несмотря на то, насколько серьёзным изменением должен был стать переезд на другой конец планеты для подростка Пиастри, он не помнит, чтобы это как-то на него повлияло.
«Это не было похоже на то, что я полностью предоставлен сам себе или должен делать всё», — говорит он. «Мне не приходилось готовить себе еду, я должен был класть свою грязную одежду в правильные корзины, но мне даже не нужно было стирать свою одежду!»
«Честно говоря, мне это нравилось. Думаю, вначале было немного страшно: знакомство с новыми людьми, совершенно другая обстановка, особенно по сравнению с австралийской школой и всем прочим. Но я не знаю, хорошо это или плохо, но я никогда не чувствовал тоски по дому, потому что знал, что нахожусь там, занимаясь тем, чем хотел — участвуя в международных гонках и соревнуясь с лучшими парнями в мире».
«Не уверен, хорошо это или плохо, что я не особо скучал по дому, но, думаю, с психологической точки зрения это, вероятно, было хорошо».
Размышляя об этом опыте сейчас, Пиастри считает, что он, возможно, повлиял на его личность во взрослом возрасте и на его способность так эффективно управлять своими эмоциями в условиях давления.
«Я думаю, здесь определённо есть элемент просто жизненного опыта, понимаете? Переезд в Европу, когда я это сделал, и, думаю, также опыт в гонках, — говорит Пиастри. — Иногда это довольно жестокий бизнес, поэтому, я думаю, извлечение уроков из этого и в конечном итоге становление сильнее благодаря этому, вероятно, было одним из самых важных факторов».
Отсекая лишнее
Одна из черт Пиастри, которая постоянно поражает Стеллу, — это его способность сосредоточиться на главном во время гоночного уик-энда и отсечь внешний «шум». Это легче сказать, чем сделать, когда гоняешься в нескольких сантиметрах от соперников на скорости более 320 км/ч, но Стелла считает это ключевым фактором того, как Пиастри продолжает раскрывать свой потенциал с момента прихода в F1.
«Он особенно одарён в сохранении своей, как мы это называем, пропускной способности, но можно назвать это вычислительной мощностью, мозговой активностью — в его голове на самом деле не так много «шума», — объясняет Стелла. «Он просто сосредоточен на важных вещах».
«Это не исключает того, что он на самом деле сложный мыслитель, но весьма прагматичный, очень умный человек, который в некотором смысле ограничивает внутренний диалог тем, что необходимо для достижения прогресса, который нам нужен, и порой проявляет даже значительную долю здравого смысла. Я думаю, что эти качества, наряду с его скоростью, позволяют ему очень эффективно обрабатывать происходящее, а затем усваивать знания, что поддерживает его на столь крутой траектории развития».
Сталлард отмечает, что способность Пиастри сосредоточиться на главном также облегчает работу тем, кто с ним сотрудничает, что, в свою очередь, позволяет им находить решения для помощи Оскару.
«В гонке его способность обрабатывать информацию всегда была на высоте, — говорит Сталлард. — Он не всегда много говорит, но обычно то, что он произносит, — это по-настоящему качественная, точная информация, с которой мы можем работать».
«Одно из преимуществ Оскара в том, что от него не исходит много сбивающих с толку жалоб на ситуацию, которую он фактически не может контролировать. Обычно, поскольку он довольно стоичен, если он расстроен, он склонен держать это при себе. Это немного облегчает жизнь тем, кто принимает решения от его имени, потому что вас не отвлекает мысль: «Ох, мне также нужно управлять его эмоциональным состоянием». Вы можете доверять ему в этом».
Исключительная скорость Оскара Пиастри в 2025 году позволила ему выделять дополнительные ресурсы для разработки стратегии и управления эмоциями.
Но когда Стеллу спрашивают, в чём Пиастри добился наибольшего прогресса сейчас, когда он борется за титул, ответ оказывается удивительно прост.
«Позвольте мне сказать, что, прежде всего, есть качество, которое мы иногда принимаем как должное, но в данном случае именно в этом качестве он улучшился больше всего с прошлого года по этот, и это — скорость, то есть быть быстрым», — объясняет Стелла. «Потому что быть быстрым удовлетворяет основное требование к вашей пропускной способности».
«Подумайте, если вы не быстры, вам придётся использовать все свои ресурсы, чтобы найти нужный темп в квалификации или в гонке. Тот факт, что вы быстры, оставляет вам свободные ресурсы для обработки информации, и вы обрабатываете её в краткосрочной перспективе, принимая почти мгновенные решения, но у вас также есть ресурсы для обработки данных после сессии или тестов. Таким образом, качество обучения, способность быть таким быстрым учеником, было бы невозможно без того, чтобы быть быстрым изначально и талантливым с точки зрения вождения».
Мощное сочетание скорости, интеллекта и психической стойкости — вот некоторые из причин, по которым Пиастри возглавляет чемпионат пилотов в этом году с момента своей победы на Гран-при Саудовской Аравии в апреле. Но настоящее испытание его спокойствия под давлением произойдёт в последних шести гонках сезона — начиная с этих выходных в Остине, штат Техас, — когда он попытается завоевать титул, опередив Норриса и четырёхкратного действующего чемпиона Макса Ферстаппена.
Хотя Пиастри боролся и выигрывал титулы на протяжении своей юниорской карьеры, ничто так не приковывает внимание к гонщику, как шанс выиграть чемпионат мира Формулы-1. Будучи бывшим британским олимпийцем, завоевавшим серебро в гребле на Олимпийских играх 2008 года в Пекине, Сталлард знает, какое давление сопряжено с борьбой за цель всей жизни, но он также знает, что лучший способ справиться с ним — сосредоточиться на сильных сторонах, которые привели тебя к этому.
«Надеюсь, в следующем году мы окажемся в таком же положении, но у нас определённо есть то олимпийское чувство, возникающее раз в четыре года, ощущение, что это наш шанс, — говорит он. — И это всегда немного опасно, потому что справляться с давлением — значит делать то, что у тебя хорошо получается, а не творить какую-то магию. И обычно, когда это выглядит как магия для остального мира, на самом деле это просто потому, что ты вышел и сделал своё дело. Так что мы будем стараться именно так и поступать».
«Я думаю, мы оба достаточно хорошо подготовлены к тому, чтобы справиться с этим давлением. Вы правы в том, что давление будет нарастать, но люди говорят, что давление — это привилегия. Это давление, ради которого он работал, скажем, 10 лет, а возможно, и больше, чтобы оказаться в положении, когда он может испытывать это давление. И очень редко можно стать чемпионом мира, не умея справляться с таким давлением».
«Так что, я думаю, это неотъемлемая часть дела, и мы находимся там, где хотим быть».
