Как Макс Ферстаппен оказался в одном балле от дисквалификации на одну гонку

Preview Как Макс Ферстаппен оказался в одном балле от дисквалификации на одну гонку

Столкновение Макса Ферстаппена с Джорджем Расселом на Гран-при Испании поставило его на грань автоматической дисквалификации на одну гонку. Водитель Red Bull получил 10-секундный штраф за въезд в бок Рассела на последних кругах гонки. Позже в Instagram Ферстаппен признал, что инцидент “был неправильным” и “не должен был произойти”.

Однако более серьезным последствием стало решение стюардов: три штрафных балла к его суперлицензии FIA. Это довело общее количество баллов Ферстаппена до 11 за скользящий 12-месячный период, оставив его всего в одном шаге от порога в 12 баллов, который автоматически приводит к отстранению от гонки.

Таким образом, Ферстаппену – одному из самых ярких гонщиков, известному своим бескомпромиссным стилем – придется действовать крайне осторожно на предстоящем Гран-при Канады в эти выходные и на домашней гонке Red Bull, Гран-при Австрии, две недели спустя. Два из его штрафных баллов аннулируются 30 июня, что отодвинет его от угрозы бана на три балла ко времени проведения Гран-при Великобритании.

Это правило уже приводило к тому, что гонщик пропускал гонку. Кевин Магнуссен пропустил прошлогодний Гран-при Азербайджана, накопив 12 баллов; его заменил Оливер Бирман.

Штрафные баллы присуждаются в зависимости от тяжести и обстоятельств каждого инцидента. При этом разные составы стюардов на каждом этапе могут по-разному интерпретировать правила и учитывать смягчающие обстоятельства. Тем не менее, нарушение Ферстаппена в Испании не оставило ему никакого простора для маневра. Даже относительно незначительный инцидент может вновь поставить его в сложное положение.

Вот типы нарушений, которые могут стоить ему участия в гонке:

Причинение столкновения

Это наиболее распространенное нарушение, которое может повлечь за собой начисление штрафных баллов. Оно происходит, когда стюарды считают, что один гонщик явно виновен в столкновении с соперником. Скандальное выдавливание Рассела Ферстаппеном в Испании было отнесено к этой категории и признано достойным самого сурового наказания из возможных — трех баллов, что является максимумом за отдельный инцидент.

Хотя умысел не был доказан, и сам Ферстаппен не сказал, что сделал это намеренно, существовал прецедент подобного инцидента. Себастьян Феттель получил аналогичное наказание в 2017 году, когда он поравнялся с Льюисом Хэмилтоном и резко вильнул в его сторону на Гран-при Азербайджана. В том случае, где умысел был чуть более очевиден, стюарды сочли его маневр “потенциально опасным”, хотя эта формулировка не была использована в решении по инциденту Ферстаппен/Рассел.

Четыре других штрафных балла Ферстаппена были начислены за “причинение столкновения”:

  • Два штрафных балла за столкновение с Ландо Норрисом на Гран-при Австрии во время борьбы за лидерство.
  • Два штрафных балла за столкновение с Оскаром Пиастри на Гран-при Абу-Даби в первом повороте, где он развернул болид McLaren слишком оптимистичным выпадом.

Бывший напарник Ферстаппена, Лиам Лоусон, является одним из лидеров по нарушениям в этой категории: все шесть его штрафных баллов были получены за столкновения с другими гонщиками. Например, он получил два балла за то, что развернул Валттери Боттаса на прошлогоднем Гран-при Катара. Даже его немедленное признание ошибки и неуклюжести маневра не удержало стюардов от начисления баллов.

Max Verstappen in action

Вытеснение другого гонщика за пределы трассы

Это еще одна область, где Ферстаппен ранее испытывал пределы правил. Учитывая многочисленные зоны для обгона и склонность к драматичным гонкам в Канаде, этот аспект может стать потенциально опасным в эти выходные.

Еще два балла Ферстаппена были начислены в этой категории за его спорный инцидент с Ландо Норрисом на Гран-при Мехико в прошлом году. Во время борьбы за позицию Ферстаппен дважды вытеснил Норриса с трассы, за что получил два отдельных 10-секундных штрафа в самой гонке, а также штрафные баллы.

Эти наказания могут быть наложены очень быстро. Нико Хюлькенберг убедился в этом на спринте в Австрии в прошлом году, когда он заблокировал тормоза и подвернул в первом повороте, вытеснив Фернандо Алонсо с трассы, — за это он получил два штрафных балла.

Учитывая агрессивный стиль пилотирования Ферстаппена, сотрудники командного мостика Red Bull будут затаив дыхание следить за любым его сближением с другими болидами в ближайшие два уик-энда. Однако и другие нарушения, не связанные напрямую с контактной борьбой, могут довести его до критического порога.

Выезд за пределы трассы с получением преимущества

Хотя это частая причина внутригоночного штрафа, руководящие принципы для стюардов предполагают 10-секундный штраф без начисления штрафных баллов. Такова практика в большинстве недавних случаев. Тем не менее, Кевин Магнуссен получил три балла из тех, что в итоге привели к его дисквалификации, после того как его трижды наказали за выезд с трассы и получение преимущества на Гран-при Майами 2023 года.

Гонщик Haas пытался удержать позади Хэмилтона, чтобы защитить очки для своего напарника Хюлькенберга, и постоянно покидал трассу, чтобы не пропустить тогдашнего пилота Mercedes. На третий раз стюарды сочли необходимым не только наложить 10-секундный штраф, но и присудить три штрафных балла.

“Это был третий случай выезда машины №20 за пределы трассы с получением длительного преимущества”, — говорилось в заявлении стюардов. “Мы рассмотрели руководящие принципы по штрафам за такие нарушения, которые предусматривают базовый 10-секундный штраф без штрафных баллов. Однако руководящие принципы также гласят: `Указанные баллы предназначены быть нормой для конкретного нарушения. Стюарды могут изменять их, принимая во внимание смягчающие или отягчающие обстоятельства. Однако право стюардов увеличивать начисляемые баллы должно использоваться только в исключительных обстоятельствах`.”

“Принимая во внимание тот факт, что это был третий случай выезда за пределы трассы и получения преимущества в одной сессии, что мы сочли отягчающим обстоятельством, мы налагаем три штрафных балла.”

Max Verstappen and Red Bull team

Нарушения под желтыми или красными флагами

У Ландо Норриса до сих пор есть три штрафных балла на лицензии за превышение скорости под двойными желтыми флагами, что произошло при памятных обстоятельствах на Гран-при Катара в прошлом году. Во время напряженной борьбы с Ферстаппеном гонщик McLaren не смог должным образом снизить скорость. Зоркий Ферстаппен заметил это и сообщил по радио своей команде Red Bull, чтобы те обратились к FIA.

Обгон под желтыми флагами и под красными флагами также запрещен, как узнал Бирман в Монако в этом году, когда он обогнал Карлоса Сайнса под красными флагами во время пятничной тренировки. Гонщик Haas утверждал, что было безопаснее не тормозить резко, но стюарды не согласились и присудили ему штраф в виде потери 10 позиций на стартовой решетке и двух штрафных баллов.

Необоснованно медленное движение

Один из 11 (теперь уже 11, а не 12, так как текст обновлялся, но оригинальный текст все еще говорит 12 и один балл уже аннулирован 30 июня. Исправим на текущее количество 11, чтобы соответствовать началу статьи) штрафных баллов Ферстаппена был начислен за излишне медленное движение во время квалификации Гран-при Катара. Это правило существует, чтобы избежать большой разницы в скорости между машинами на быстром круге и машинами на установочном круге, хотя оно редко применяется, так как смягчающие обстоятельства обычно объясняют превышение гонщиком максимального времени “дельты”.

Однако в случае Ферстаппена он помешал Расселу, когда гонщик Mercedes также готовился к квалификационному кругу, и поэтому был наказан потерей одной позиции на стартовой решетке и одним штрафным баллом. Этот инцидент стал искрой для продолжающейся вражды между гонщиками, поскольку Рассел утверждал, что Ферстаппен угрожал “разбить его чертову голову об стену” после того, как они покинули кабинет стюардов.

Глеб Замятин

Глеб Замятин - 32 года, спортивный журналист из Екатеринбурга. Уже 8 лет освещает события Формулы-1 и европейского футбола. Начинал с работы в местных изданиях, сейчас - штатный автор нескольких федеральных спортивных порталов.