Гюнтер Штайнер, владелец команды: Почему MotoGP — это следующая остановка бывшего босса Haas

Preview Гюнтер Штайнер, владелец команды: Почему MotoGP — это следующая остановка бывшего босса Haas
Гюнтер Штайнер на гонке MotoGP

В пятницу было объявлено, что Гюнтер Штайнер (в центре) возглавит команду Red Bull KTM Tech 3 MotoGP.

БАРСЕЛОНА, Испания — Будучи руководителем команды Haas в Формуле-1, Гюнтер Штайнер был готов практически на все ради хорошего результата. За восемь лет во главе американского коллектива ему так и не удалось попробовать шампанское на подиуме.

Однако теперь, похоже, его ждут гораздо более радостные моменты.

В пятницу MotoGP объявила, что Штайнер возглавил группу, которая приобрела команду Red Bull KTM Tech 3. Источник сообщил ESPN, что сделка оценивается примерно в 20 миллионов евро, и он завершит поглощение, заняв пост генерального директора команды в конце года.

MotoGP — это двухколесный аналог Формулы-1, вершина мотоспорта, известная захватывающими гонками и непредсказуемой конкуренцией. Несмотря на то, что Марк Маркес, arguably самый талантливый гонщик за 76-летнюю историю спорта, уверенно лидирует в текущем чемпионате, за последние два с лишним сезона победы одерживали одиннадцать разных гонщиков из шести команд на мотоциклах трех разных марок.

«Это очень много значит для меня, потому что именно этого мне не хватало, — сказал Штайнер в эксклюзивном интервью ESPN. — В Формуле-1… ну, как сказать, `мы не можем подняться на подиум` — то есть, можно, но для этого нужно, чтобы все звезды сошлись. А вот в MotoGP такая возможность есть; если мы хорошо поработаем, мы сможем туда попасть. Это в наших руках, потому что стартовая решетка более разнородна, здесь нет `баланса производительности` или чего-то подобного. Конечно, нужен и хороший гонщик, но… если он чувствует себя комфортно и уверенно, он может добиться хорошего результата. В этом и заключается разница.»

Штайнер наиболее известен по работе в Формуле-1, где он занимал различные должности в Jaguar и Red Bull Racing с 2001 по 2008 год, а затем был назначен руководителем команды Haas перед ее дебютом в 2016 году. Однако его карьера в автоспорте началась с ралли в 1980-х, и его интересы охватывают широкий спектр гоночных дисциплин.

Он покинул Haas после сезона 2023 года, и внезапно у него появилось время, чтобы посвятить себя всем этим интересам. Практически сразу его привлекло MotoGP.

«Я всегда хотел побывать на гонке, но потом меня поглотили все эти другие дела, Формула-1, и времени уже не было, — рассказал Штайнер. — А после ухода из Haas я решил поехать в Остин, потому что… я знаю довольно много людей в MotoGP и говорил: `Мне нужно приехать, мне нужно приехать`, а потом сказал: `Я еду.`»

«Начинаешь вспоминать что-то, снова больше следить за этим, и вот откуда появляются мои `глупые` идеи, знаете? Я куда-то еду, и это оказывается довольно здорово. `Давайте попробуем`, — говорю я? И вот откуда взялась эта идея.»

Помимо привлекательности высокой конкуренции, житель Северной Каролины, родившийся в Италии, был очарован ореолом героизма гонщиков на трассе.

Эти мотоциклы разгоняются быстрее и достигают более высоких скоростей, чем болиды Формулы-1, а угол наклона в поворотах достигает 70 градусов, при этом гонщики регулярно касаются асфальта коленями, локтями и даже плечами. Штайнер получил непосредственное представление о том, что переживают спортсмены каждый гоночный уик-энд, когда прокатился на двухместном демонстрационном мотоцикле MotoEX2, что еще больше усилило его уважение к риску и физическим нагрузкам, с которыми сталкиваются эти спортсмены.

«То, что эти парни делают с мотоциклами, этот вызов, опасность, все это… по моему мнению, это просто очень, очень круто смотреть, — сказал он. — А потом в прошлом году в Остине я прокатился на этом мотоцикле, и это, могу вам сказать, привлекло мое внимание.»

«Я всегда был связан с автомобилями, я был с быстрыми гонщиками в быстрых машинах — никогда в двухместном болиде Ф1, но во всех остальных — да, это здорово и быстро, но… последний раз я был напуган в машине с Колином Макреем в раллийном автомобиле, и, думаю, это было самое близкое, что я испытал к сидению сзади на одном из этих мотоциклов. Дело не в страхе, но вы можете увидеть вызов там, вы можете его почувствовать.»

Общаясь за чашечкой капучино и кортадо с инсайдерами в паддоке, часто звучит одна и та же мысль: если бы только мы смогли показать этот спорт людям, он стал бы хитом. Взять, к примеру, рынок США: количество поклонников MotoGP в стране невелико, но те, кто есть, чрезвычайно вовлечены и фанатичны — даже больше, чем в традиционных центрах, таких как Испания, Италия и Юго-Восточная Азия.

Будущий руководитель команды Штайнера, Ричард Коулман, выразился лучше всего.

«Эти парни идут бок о бок на скорости более 370 километров в час. Они — гладиаторы современности, — сказал он. — И я действительно думаю, что когда этот спорт дойдет до новой аудитории, тогда, я думаю, для него станут возможны любые высоты.»

Штайнер регулярно подчеркивал свою сосредоточенность на новой команде, свою жажду результатов, свое понимание того, как выглядит успех для Tech 3 в следующем году и далее. Но он также осознает, что обладает способностью привлекать глобальную аудиторию благодаря своему звездному участию в документальном сериале Netflix о Формуле-1 «Drive To Survive». 60-летний руководитель мгновенно стал сенсацией благодаря своей откровенной, искренней и часто насыщенной нецензурной лексикой манере общения.

И для серии, которой просто нужна возможность быть увиденной, это открывает огромный потенциал.

MotoGP находится в стадии коммерческого возрождения. Рекорды посещаемости были побиты на семи гонках в этом сезоне, количество зрителей значительно выросло на нескольких рынках, по словам одного источника, и важность создания оригинального контента принимается как никогда ранее.

И все это было до того, как Liberty Media, владелец Формулы-1, чей маркетинговый опыт частично ответственен за ее взрывной рост, завершила поглощение Dorna Sports, держателя коммерческих прав MotoGP, за 4,2 миллиарда евро.

«Он понимает этот бизнес, он разбирается в нем, — сказал Карлос Эспелета, директор по спорту Dorna Sports, о Штайнере, когда его спросили о его потенциале как главной звезды «Drive To Survive». — Конечно, его личность очень помогла. Я думаю, некоторые могут обидеться, сказав, что он самый яркий персонаж в `Drive to Survive` — руководители команд или гонщики могут обидеться — но я согласен. Он был огромен.»

«Вы говорите со многими бизнесменами из Формулы-1, и они говорят, что вся продукция с Гюнтером распродана. Замечательно, что он с нами. Я думаю, он действительно повлияет здесь, во-первых, привлекая новую аудиторию, и, во-вторых, привнося эту харизму и откровенную личность, с которой легко установить контакт.»

Маверик Виньялес и Энеа Бастианини в команде Гюнтера Штайнера

Начиная с 2026 года, у гонщиков Red Bull KTM Tech 3 Маверика Виньялеса и Энеа Бастианини будет новый босс — Гюнтер Штайнер.

Он не единственная известная личность с мировым именем, которая вела переговоры с MotoGP об инвестировании в команду.

«Мы были ошеломлены интересом людей, желающих прийти в спорт», — сказал Эспелета. Один источник сообщил, что еженедельно серия получает звонки от состоятельных групп, интересующихся приобретением доли в одной из одиннадцати команд, составляющих стартовую решетку.

Семикратный чемпион Формулы-1 Льюис Хэмилтон, Bolt Ventures — семейный офис Дэвида Блитцера, чья компания Harris Blitzer Sports & Entertainment владеет клубами НБА «Филадельфия 76ерс» и НХЛ «Нью-Джерси Девилз», — а также легенда «Лос-Анджелес Лейкерс» Пау Газоль — все они проводили переговоры с MotoGP о владении командой, сообщил источник ESPN.

Главным препятствием для привлечения новых инвесторов стало нежелание нынешних владельцев команд продавать их. Если спорт сможет реализовать свой огромный потенциал роста, активы этих владельцев значительно вырастут в ближайшие годы, что делает их менее склонными к обналичиванию и риску упустить потенциальный бум.

Теперь у Штайнера есть своя часть MotoGP в лице Red Bull KTM Tech 3, и помимо вывода гонщиков Маверика Виньялеса и Энеа Бастианини на подиум, на него также будут возложены надежды по привлечению к серии широкой новой аудитории. И скоро у него, возможно, появится помощь.

Глеб Замятин

Глеб Замятин - 32 года, спортивный журналист из Екатеринбурга. Уже 8 лет освещает события Формулы-1 и европейского футбола. Начинал с работы в местных изданиях, сейчас - штатный автор нескольких федеральных спортивных порталов.