Гран-при Сингапура: Опасная жара и охлаждающие жилеты Формулы-1

Preview Гран-при Сингапура: Опасная жара и охлаждающие жилеты Формулы-1

Международная автомобильная федерация (FIA) объявила о «тепловой опасности» на Гран-при Сингапура, предоставив пилотам возможность использовать специальные охлаждающие жилеты. Это решение призвано помочь гонщикам Формулы-1 справиться с экстремальными температурами и высокой влажностью, прогнозируемыми на предстоящие выходные.

Впервые директор гонки Руи Маркес применил это правило, учитывая ожидаемые температуры до 31°C (81°F) и влажность, превышающую 75%.

Согласно регламенту Формулы-1, при объявлении «тепловой опасности» минимальный вес автомобиля увеличивается на пять килограммов. Этот дополнительный вес компенсирует оборудование, необходимое для работы жилета с жидкостным охлаждением, который надевает пилот.

Гонщики по-прежнему могут отказаться от использования жилета, но в этом случае им придется оснастить болид дополнительным балластом, чтобы те, кто выбирает охлаждение, не оказались в невыгодном положении по весу.

Правило о «тепловой опасности» было введено после Гран-при Катара 2023 года, который также проходил в условиях изнуряющей жары и влажности. Тогда пилот Williams Логан Сарджент был вынужден сойти с дистанции из-за тяжелых условий, а Лэнс Стролл потерял сознание возле своей машины после гонки, будучи на грани потери сознания на скоростных поворотах.

Обычно во время двухчасовой гонки в Сингапуре пилот теряет до трех килограммов массы тела из-за потоотделения, что эквивалентно потере трех литров жидкости.

В зависимости от начального веса гонщика (который может составлять от 60 кг для невысоких пилотов до 75 кг для более высоких) к концу гонки они могут потерять около 4-5% своей массы тела.

Ландо Норрис в охлаждающем жилете
Ландо Норрис был одним из нескольких пилотов, которые использовали охлаждающий жилет на Гран-при Испании этого года.

Как работают охлаждающие жилеты и каковы их недостатки?

Система функционирует за счет прокачивания охлаждающей жидкости через тонкие трубки, вшитые в жилет. Ранее пилоты жаловались, что соединительный клапан к насосу, изначально расположенный сбоку жилета, вызывал дискомфорт из-за высоких перегрузок, испытываемых в болиде F1.

На некоторых жилетах разъем был перемещен для поиска более удобного положения, но толстый материал и трубки также создавали неудобства под огнеупорным комбинезоном пилота.

Существуют также опасения относительно надежности некоторых систем и возможности того, что сбой может привести к обратному эффекту – жилет начнет работать как теплоизолятор, нагревая тело.

Карлос Сайнс, пилот Williams, отметил: «Команды постоянно улучшают его работу с каждым разом. Вначале он работал примерно полчаса. Надеюсь, теперь вся система сможет функционировать хотя бы час. Гонка длится два часа. Я проезжал Сингапур 10 раз. Если он сломается или не сработает, я не переживаю. Я проеду гонку и выйду свежим, как всегда. Но если он работает, это лучше, потому что тогда страдаешь немного меньше.»

Что говорят пилоты?

Охлаждающие жилеты разрабатывались командами и специализированными поставщиками в течение последних двух лет, и некоторые пилоты уже использовали эту технологию на гонках, где «тепловая опасность» не объявлялась.

Джордж Рассел рассказал: «Мы уже несколько раз использовали охлаждающий жилет на жарких гонках этого сезона. Не всем он кажется удобным, но некоторым больше, чем другим. И, конечно, со временем можно будет настроить его под свои предпочтения. Но сама концепция хороша.»

«Когда гоняешься при 90% влажности, а в кокпите температура доходит до 60 градусов, это как сауна внутри машины. Так что мы все это приветствуем,» — добавил Рассел.

Семикратный чемпион Льюис Хэмилтон назвал жилет неудобным. «Я никогда им не пользовался, но попробую, — сказал он в четверг. — Он довольно неудобный. Сильно чешется, так что я не уверен, что хочу ехать в чешущемся топе.»

Пилот Sauber Нико Хюлькенберг убедился в необходимости жилета в Сингапуре после совместного перелета с Алексом Албоном после Гран-при Саудовской Аравии. Албон тогда использовал жилет, а Хюлькенберг — нет.

«После Джидды я был измотан после гонки, — сказал Хюлькенберг. — Было чертовски жарко. А Алекс сидел рядом со мной в самолете, он использовал эту штуку и был свеж, как огурчик. Так что я сказал: в следующий раз я тоже буду ее использовать.»

Глеб Замятин

Глеб Замятин - 32 года, спортивный журналист из Екатеринбурга. Уже 8 лет освещает события Формулы-1 и европейского футбола. Начинал с работы в местных изданиях, сейчас - штатный автор нескольких федеральных спортивных порталов.